«Егор Булычов и другие» – это был дебют Соловьева в «полном метре». Выбор молодого режиссёра – экранизация одноименного произведения Максима Горького – удивил его коллег. Но в те годы, подчас, не важно было, чтоб кино стало популярным, кассовым и прибыльным. Можно было работать и за идею. С одобрения Главреперткома при Главлите, разумеется.
Выбор нашего города для съемок был логично прост – режиссёру была нужна именно Кострома.
Вот что рассказал сам режиссёр Сергей Соловьев в интервью костромскому журналисту Аркадию Пржиалковскому: «Нам очень важно иметь в картине непосредственное ощущение волжского города. Даже больше – в пьесе Горького прямо указана Кострома. Выбирая натуру, мы объездили многие города средней России, среди которых был ваш город. У нас даже были колебания: стоит ли следовать ремарке Горького и снимать именно в Костроме. Но когда приехали после натурных съемок в Москву и стали разбирать фотографии старых городов – Владимира, Суздаля, то почувствовали, что Кострома совпадает с духом и с настроением, заключенными в горьковской пьесе… Знать недаром Егор Булычов был костромским купцом…» («Северная правда», март 1971 года).
Погода полвека назад была сродни той, что и сейчас. Март 1971 года не баловал теплом и солнцем. На улицах и во дворах лежал, как и сегодня, грязный небутафорский снег. Актеры натурально мерзли в своих демисезонных пальтишках и шляпах на натурных съемках. Благо их было не очень много. «Егор Булычов…» – это все ж театральная пьеса.
Фильм про больного купца, переживающего в провинциальной Костроме драматические для страны зимние дни 1917 года , не быстро вышел на экраны. Его почему-то попридержали. Ничего крамольного в нем не было, хотя он и был далек от общепринятых идеологических канонов. Показали только два года спустя. Никакого заметного эффекта он не произвел. Известность Сергею Соловьеву подарили фильмы снятые им впоследствии – «Станционный смотритель» по одноименной повести Александра Пушкина и «Сто дней после детства» о советском пионерлагере с Татьяной Друбич в главной роли.
Костромской фильм «Егор Булычов и другие» показывали редко и совсем не в прайм-тайм. Отзывы зрителей о нем – что раньше, что и сейчас – диаметрально противоположные. Для кого-то фильм – «классика» и «золотой фонд советского кино». Для других – «непереносимая скука».