870 лет истории Костромы вместили в себя миллиарды цифр, фактов и событий. Так, трижды город опустошала моровая язва – эпидемии страшных болезней. В 1642 году была открыта первая лечебная палата при мужском Богоявленском монастыре, а в 1722 – первая цифирная школа. Вместе с сотрудниками Костромского музея-заповедника расскажем несколько малоизвестных фактов, мифов и легенд о Костроме.
Кострома, по оценкам историков, появилась на месте слиянии Волги и Сулы. Тут же, говорят археологи, стоял и первый костромской Кремль. В 17 веке река Сула, а по сути небольшой ручей, пересохла, её настоящее русло неизвестно до сих пор. На месте Старого города находят артефакты того времени. Еще до славян здесь жили финно-угры. Развивали ремесла, мастерили из глины, металла, кожи, кости. И активно торговали. Вот – монетка из Золотой Орды.
Любовь Новожилова, заведующий историческим отделом Костромского музея-заповедника: «Связи с Золотой Ордой были – не только воинствующие, но и торговые связи тоже были. Сюда привозили золотоордынскую посуду, соответственно, велась работорговля… Активно Кострома вела свою жизнь на протяжении всех этих столетий».
Легенда о том, как застраивался центр Костромы после страшного пожара 1773 года – вымысел. Екатерина II не бросала веер со словами «Повелеваю строить улицы вот так». Потому что в Костроме она была за 7 лет до пожара.
А радиально-лучевую планировку городу предложила специальная комиссия в Петербурге. На схемах видно, как постепенно разрабатывалась эта идея.
Не служил в пожарной охране и вот этот пес. Настоящий Бобка, спасший из огня нескольких детей, был огромной дворнягой, похожей на волкодава.
Первые фонари на улицах Костромы появились в середине 18 века. Дороги строились общими силами – въезжающий в город человек обязан был привезти булыжник для мощения. Или заплатить его стоимость, чтобы не возиться с камнями.
Столетиями живущий без канализации город сбрасывал нечистоты в Волгу.
Илья Наградов, заместитель генерального директора Костромского музея-заповедника: «До середины 20-го века в Костроме не было центральной канализации… Люди должны были решать вопросы вывоза отходов самостоятельно. Либо, если речь шла о каких-то общественных, государственных учреждениях, то работали золотари, которые с давних времен в бочках вывозили нечистоты за город».
Вот на кадрах – «Люся Кособокая». Это паром, который перевозил костромичей через Волгу – автодорожного моста еще нет, на месте Панова – лес. «Кособокой» паром стал из-за нарушения осадки.
В 70-м году появился мост через Волгу, а в 86-м – через Костромку. Одновременно появилась и технология укладки асфальта в жгучий мороз.
Борис Коробов, краевед: «Спасибо нашим химикам, у них есть установка с реактивным двигателем, с помощью её разогревали в морозы мост, и процесс асфальтирования был непрерывен даже вот в такой трескучий мороз».
Ася Шароватова, корреспондент: «Еще один любопытный факт – Иосиф Сталин был депутатом Костромского горсовета от Фабричного округа. За него проголосовали на выборах 606 избирателей из 606 возможных. Депутатом он был на бумаге и ровно две недели – с 22 февраля по 5 марта 1953 года, до дня своей смерти».
В 30-е годы существовал проект – снести центр Костромы, и построить на этом месте огромный Обком партии высотой с 25-этажный дом. А Кострому после смерти Ленина переименовать в Ленин-на-Волге. Но здравый смысл возобладал – и старинная, уютная, тихая, исконно русская Кострома осталась сама собой. И сегодня – празднует 870 лет со дня рождения.