Смерть под поездом: в Костромской области – три трагедии за месяц
Смерть под поездом: в Костромской области – три трагедии за месяц

Несчастные случаи на железнодорожном транспорте всегда вызывают особенный резонанс. В чем причины таких трагедий? Как уберечься от травм? Об этом корреспондент «КНГ» побеседовал с костромским транспортным прокурором Павлом Андреевичем Макаровым.

Трагический май

— Павел Андреевич, в этом году в Костромской области произошло несколько трагедий, связанных с железной дорогой.

— К сожалению, каждый год происходят несчастные случаи с детьми. Мы этому уделяем особое внимание, так как в соответствии с ведомственными нормативно-правовыми актами мы осуществляем надзор за безопасностью на транспорте, в том числе и на железной дороге. И особенно это касается детей.

 2 мая на станции Варакинская в Шарьинском районе пострадали 17-летний юноша и 16-летняя девушка. Они получили травмы электротоком. Произошло это после того, как они залезли на цистерну, чтобы сфотографироваться. Даже не касаясь электропроводов, они «поймали» электродугу. И получили ожог 70 процентов тела. Пострадавшие были направлены на лечение в Нижний Новгород. Сейчас они находятся там, у них ожоговый шок 4-й степени. По этому факту произведена проверка правоохранительными органами. Ярославский следственный отдел Северо-Западного управления на транспорте возбудил уголовное дело по статье 110 УК РФ «доведение до самоубийства». Есть сведения, но их надо перепроверять, что эти двое молодых людей были участниками интернет-сообщества, которое побуждает людей на совершение самоубийства. Надо проверить, не выполняли ли они какое-либо задание, квест… Изъяты телефоны, ноутбуки, компьютеры. Идет экспертиза. Требуется определенное время, чтобы понять, не были ли они ведомы, или какие-то другие причины побудили их к необдуманному поступку.

— В других случаях все закончилось гибелью молодых людей.

— Первого мая на перегоне Нея – Нельша был обнаружен труп 18-летней девушки. Она попала под товарный поезд. Незамедлительно была организована проверка, все службы выезжали на место. Оказалось, что это местная девушка, у нее здесь был и молодой человек. Сейчас выясняются все обстоятельства, возможно, приведшие ее к самоубийству. Мы считаем, что она сама совершила этот шаг. Следственным комитетом возбуждено уголовное дело по статье 110 УК РФ в связи с признанием факта о доведении девушки до самоубийства. Известно, что у нее были ссоры с молодым человеком, проблемы в семье. Есть факт, что до трагедии она находилась в компании других молодых людей. Может, была ревность… Ситуация запутанная, девочка молодая, с неокрепшей психикой. Проверяются возможные факты, что ее довели до самоубийства либо друг, либо новые приятели. Или здесь виновна социальная группа. Все это произошло в небольшой промежуток времени и вызывает определенные подозрения.

 Десятого мая в Нее получил смертельную травму 16-летний парень. Он или прыгнул под поезд, или он выполнял задачу, которую перед ним поставили – пересечь рельсы непосредственно вблизи поезда. А может, были другие мотивы. По этому факту возбуждено уголовное дело по статье 110 УК РФ. Как и по другим случаям изъяты все электронные носители, перепроверяется вся информация.

поезд2.jpg

Наушники и железная дорога — несовместимы

— Когда закончится расследование?

— По истечении двух месяцев следователи обязаны принять решение по уголовному делу. За этот срок необходимо выяснить был ли факт преступления, кто причастен. Мы дела держим на контроле. По всем трем уголовным делам мы применяем меры прокурорского реагирования, где указываем на необходимость усиления этой работы. Надо выяснить все быстрее, семьи переживают, друзья.

— Как себя обезопасить, чтобы не стать жертвой несчастного случая на железной дороге?

— Смерть даже одного человека – это трагедия. Но говорить о том, что количество несчастных случаев увеличивается, – нельзя. Люди попадают под поезд в состоянии алкогольного опьянения. Либо они переходят пути в неустановленном месте. Или не замечают движущийся состав – кто-то идет в наушниках, слушая музыку, кто-то в капюшоне, кто-то отвернувшись…

 Нельзя идти рядом с поездом спиной к ходу его движения. Ведь когда состав движется, он может захватить с собой оборванные ветви… Поезд едет, а из него чуть ли не бревно торчит. Бывают негабаритные грузы, они выходят за борта, или провода. Все это может защепить и утащить человека под вагон. Я пять лет работал вологодским транспортным прокурором, и там такое происходило. Бывали случаи, когда человек находился между двумя путями, по которым двигались поезда, и его воздушным потоком бросало под поезд. В такой ситуации специалисты советуют сразу ложиться на землю. Или держаться за какой-либо столб. Если человек стоит, его под какой-либо вагон может засосать потоком воздуха.

 Ни в коем случае нельзя открывать двери в электричках. Сейчас, после того как запретили курить в поездах, молодежь пытается открыть двери, чтобы покурить на ходу. А любой толчок, поворот поезда – и человек может выпасть. И такие случаи были. Увы, все правила, в том числе и на железнодорожном транспорте, написаны человеческой жизнью.

 — Переезды на железнодорожных путях – тоже зона повышенной опасности…

— Это вторая проблема, которой мы активно занимаемся. По правилам, утвержденным на федеральном уровне, запрещено переходить железнодорожные пути там, где не обустроены переходы. Но есть такие станции, где отсутствуют установленные по ГОСТу переходы, а люди все равно переходят железную дорогу. Одно дело, когда они пересекают пути просто в неустановленном месте. А бывает, что люди пролезают под железнодорожными составами. Такие поезда порой состоят из 100-200 вагонов. Их не обойдешь. Стоит товарный поезд, ждет разрешение двигаться в своем направлении, люди в наклон проходят под поездом. Он тронулся, и все может окончиться трагически. И такие случаи бывают, мы с ними разбираемся. И разъясняем населению.

Переезд по правилам

— Какие меры принимает Костромская транспортная прокуратура?

— Мы работаем с ОАО «РЖД» и понуждаем их мерами прокурорского реагирования менять графики движения поездов, чтобы поезда в определенное время не находились на станции, не загораживали переход. В судебном порядке, если добровольно не исполняются наши требования, мы заставляем ОАО «РЖД» оборудовать железнодорожные переезды по ГОСТу, чтобы люди могли безопасно передвигаться и не было никаких травм.

 Конечно, есть проблемы с железнодорожным транспортом, проблемы с железнодорожными путями. Так, мы недавно привлекли к административной ответственности волгореченский завод «Газтрубинвест» за то, что они ненадлежащим образом следили за состоянием своих железнодорожных путей: костыли вырваны, шпалы торчали, рельсы расходились.

 В 2016 году в Костромскую транспортную прокуратуру поступило обращение от жителей станции Якшанга, что в Поназыревском районе. Железнодорожные пути разделяют поселок пополам, здесь часто стоят составы. Под вагонами постоянно приходится пролезать детям – в школу, старикам – в больницу и магазины. Костромская транспортная прокуратура направила исковое заявление в отношении ОАО «РЖД» в Мещанский районный суд города Москвы. Мы просили о том, чтобы «признать бездействие в принятии мер по созданию пешеходных переходов незаконным. И обязать ОАО «РЖД» разместить в поселке Якшанга пешеходный переход по установленным требованиям». И наши требования суд удовлетворил. Будет возбуждено исполнительное производство. И приставы-исполнители будут контролировать, а где надо и заставлять, штрафовать «РЖД», чтобы они в установленный срок в Якшанге оборудовали переход.

Решение суда вступило в силу в апреле. Его выполнить необходимо в течение 9 месяцев с этого момента. И мы будем контролировать, как железнодорожники будут исправлять ситуацию.

— ДТП на железнодорожных переездах – это тоже не редкость.

— Не всегда переходы, установленные для автотранспорта, соответствуют требованиям. Так, в феврале маневровый поезд сбил автомашину МАЗ. Виновником серьезного ДТП на переезде стал житель Чухломы. Мужчина, управляя МАЗом с прицепом, попытался пересечь пути под запрещающий сигнал светофора, однако не успел проскочить и совершил столкновение с движущимся локомотивом.

 И этот случай был связан с тем, что переезд не был оборудован. И это проблема. Совместно с сотрудниками ГИБДД мы проводим проверку, анализируем, где не хватает знаков, где неправильные стыки, где не установлено резиновое покрытие по ГОСТу. Мы все проверим, и будем понуждать ОАО «РЖД» либо других лиц, в чьей собственности находятся железнодорожные переезды, сделать все по правилам. Замечу, что железнодорожные пути бывают и необщего пользования: принадлежат заводам, торговым центрам… Всего переездов по Костромской области около двухсот. Через нашу область проходит стратегически важная Транссибирская магистраль. И мы будем следить, чтобы все переезды были оборудованы.

 Кроме того, сейчас в силу вступил новый закон, обязывающий все переезды оборудовать видеокамерами. Это будет сделано. Средства видеофиксации нужны для того, чтобы люди не ездили через переезды на красный цвет, не передвигались по встречной полосе и знали, что за эти нарушения их ждет административная ответственность.

— А кто виноват в ДТП между локомотивом и МАЗом?

— В таких случаях на 99 процентов всегда виноват водитель автомобиля. Это административная ответственность, и если собственник локомотива посчитает, что его имуществу причинен вред, он вправе взыскать с виновника ущерб, который был причинен. Какой может быть ущерб? Например, простой. Если из-за ДТП на главных путях были задержки пассажирских, грузовых поездов или составов с опасным грузом, который необходимо доставить вовремя. То есть возможна компенсация упущенной выгоды. Это предпринимательские моменты, организация вправе решать, что взыскивать.

 В этом случае водитель может понести административное наказание. Кроме того, надо выяснить был ли он в состоянии алкогольного опьянения. Сейчас проверку проводят сотрудники ГИБДД. И они вынесут в отношении водителя решение.

Приплыли…

— Недавно открылась и речная навигация.

— Я отмечу, что транспортная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением безопасности плавания и на водном транспорте. Началась навигация, на воде – теплоходы, гидроциклы, лодки… И сейчас мы особое внимание уделяем перевозке пассажиров, оказанию услуг на воде. У нас есть районы, где во время паводка людей приходится вывозить, работают лодочные переправы. Мы выявляем людей, нарушающих правила техники безопасности.

 Самое распространенное нарушение – это отсутствие спасательных жилетов. Когда на лодке перевозят, например, четырех людей, в случае ЧП у них может не быть шанса на спасение. Есть случаи перегруза, чтобы побольше заработать денег. По таким фактам у нас сейчас возбуждено уголовное дело в отношении мужчины, жителя одного из районов области.

Скоро в Костроме будут ремонтировать мост через Волгу. В связи с этим будет задействован и водный транспорт. Мы будем следить за соблюдением установленных законом правил, проверять и контролировать. Сейчас мы ведем мониторинг ситуации.

 Светлана ГАПОНЮК.

 Фото Николая Суворова.

«Народная газета», №25 (904) от 21.06.2017.

Источник: k1news.ru