Николай ТВЕРДОХЛЕБ: «Борцы за правду всегда шишки получают»
Николай ТВЕРДОХЛЕБ: «Борцы за правду всегда шишки получают»

Если кто-нибудь из взрослых жителей Костромского района скажет, что не знает Николая Твердохлеба, то такого запросто можно «занести в Красную книгу». Главного спортсмена района знают все. Впрочем, известность его простирается по всей губернии – без организационного участия Твердохлеба не обходится ни одно спортивно-физкультурное мероприятие областного масштаба. Шустрый, энергичный, настоящий «перпетуум мобиле» недавно отметил двойной юбилей – собственное 50-летие и 20-летие муниципальной службы на должности председателя спорткомитета администрации Костромского района.

У прадеда — четыре Георгиевских креста

— Николай Иванович, необычна для Костромы ваша фамилия. Украинская?

— Фамилия пошла с древнего казачьего рода. Прадеды мои были казаками. Один из них имел четыре Георгиевских креста за верную службу царю и Отечеству. Эти награды, в том числе и царские грамоты, передаются из рода в род – самому младшему сыну. Теперь они хранятся у моего младшего брата, который живет в Украине. Интересно, что прадед как кавалер Георгиевских крестов имел привилегии. Допустим, выезжая в город, мог зайти в любой шинок (трактир), и его там бесплатно кормили-поили и, не взяв ни копейки, отвозили на экипаже домой, в село.

— Твердохлеб расшифровывается как черствый хлеб?

— Нет, моя фамилия означает твердость духа и характера. Меня ведь кое-кто считает скандальным, а все потому, что не люблю, когда людей ни за что обижают. И предпочитаю, чтоб на должностях работали профессионалы, а не выскочки. Кредо мое: любить родину, отдавать душу любимой работе и жить так, чтобы не было стыдно смотреть в глаза друзьям и близким людям.

— Сложно, наверное, с таким кредо сегодня?

— Борцы за правду всегда шишки получают.

— Про вас говорят, что вы – фанат спорта. Откуда эта «пламенная страсть»?

— Так опять же гены – казаки никогда лежебоками не были, а какие защитники Отечества без силы, выносливости и сноровки. Я рос ужас каким активистом – участвовал в художественной самодеятельности села, играл в оркестре на всех духовых инструментах, с ребятами создали вокально-инструментальный ансамбль и уж, конечно, был в первых рядах на любых спортивных соревнованиях. Позже отец отправил меня к хорошему тренеру, и я стал победителем первенства Украины среди юниоров по борьбе самбо. Мне сказали, что без экзаменов принимают в Черкасский педагогический институт. Я приехал домой, чтобы сняться с учета, а военкомат взял меня в оборот и отправил в армию. Как говорят на Кавказе, спустился с гор за солью и попался. Так я оказался в Костроме в десантных войсках.

— А в армию не хотелось?

— Скажете! Я от армии не бегал, наоборот, всегда мечтал попасть в десантные войска. Потом остался на сверхсрочную. Был секретарем комсомольской организации школы сержантов, секретарем бюро ВЛКСМ артиллерийского дивизиона. Словом, политработником. А тут надо самому быть примером во всем – и в спорте, и в художественной самодеятельности (даже спектакли ставили), и в военной подготовке – у меня на счету 125 прыжков с парашютом. Видите отметину на лице? Это я чуть раз не разбился. Прыгали с вертолета, погода резко сменилась, аж вихрь объявился, воздушным потоком меня здорово зацепило лицом о кронштейн. Но парашют все-таки раскрыл, приземлился вслепую – глаза были залиты кровью, а все лицо разрублено. Живучий! Прошел горячие точки – Тбилиси, Карабах, Казахстан, Баку, Дагестан…

Лезгинка на руках

— Как на муниципальную службу попали?

— В 92-м пришел в администрацию Костромского района, тогдашний глава Андрей Иванович Бычков спрашивает: «Что можешь?» – «Могу работать» – «Докажи». Я взял и станцевал лезгинку на руках. Он: «Если так танцевать будешь, ты меня устраиваешь». С тех пор прошло двадцать лет – все «танцую» в обнимку со спортом. Я очень полюбил Костромской район, он стал моей второй родиной. Похоже, Всевышний направляет человека туда, где есть хоть небольшое напоминание о его доме. Когда я любуюсь быстрой Мезой, то вспоминаю реку в Ахтырском районе на Сумской земле.

— Костромской район по части спорта – всегда в лучших, в организации массовых соревнований – нет равных. А чем особенно гордитесь?

— Сразу скажу, что я – не один в поле воин. У меня есть много единомышленников, и в первую очередь – это главы района (и те, что были раньше, и нынешний) и главы сельских поселений. В самые тяжелые времена они поддерживали спортивную работу. Чем горжусь? Наш район один из первых открыл спортивный клуб, который ориентирован на высокие достижения в разных видах спорта. Людям нужны перспективы! Помимо этого, в нашем районе есть девять муниципальных учреждений спорта. К 2015 году они должны быть во всех сельских поселениях. Пусть в приспособленных помещениях, но чтобы были.

— А ваши знаменитые спортивные праздники?

— Если начну о них рассказывать, никакой газеты не хватит. «Виват, Россия» посвящен защитникам Отечества, сейчас у него уже статус открытого районного турнира по боксу памяти Алексея Шибаева. Начинал его организовывать с конкурса силачей (сам три года подряд становился самым сильным человеком в районе в поднятии гирь – без собственного примера никуда). Чем отличается былинный богатырь от современного мужчины? Первый с легкостью махал двухпудовым мечом, а теперь иные представители сильного пола и пудовую гирю поднять не могут. Поэтому мы и взялись эту ситуацию исправлять.

— Недавно по Центральному телевидению прошел интересный сюжет о всероссийских зимних сельских спортивных играх в Красноярске…

— Так мы всегда в составе сборной области принимали в них участие, занимали второе место. В районе проводим подобный праздник. Фестиваль женского спорта памяти Прасковьи Малининой. Девчонки, помимо традиционных видов состязаний, бегают с коромыслами. Попробуй-ка не расплескать воду в ведрах. С этого года собираемся еще включить в соревнования сборку и разборку доильных аппаратов. Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» – организован самым первым и здравствует до сих пор… Знаете, зачем это все? Чтобы молодежь оставалась на селе – работала, строила дома, воспитывала детей и жила полноценной интересной жизнью – занималась спортом, художественной самодеятельностью. Без села ничего у нас не будет!

— Николай Иванович, насколько вы себя чувствуете в свои пятьдесят?

— Считаю, что возраст зависит от состояния души. Я чувствую себя периодически ребенком. В физическом плане все в порядке. Каждое утро начинаю с получасовой зарядки – отжимаюсь 50 раз, делаю специализированные упражнения для укрепления мышц брюшного пресса, спины, плечевого пояса. Помимо этого спортзал. Веду занятия по армейскому рукопашному бою с ребятами из кадетского корпуса. У меня даже слова есть в моей песне: «Доволен я своей судьбой, хоть не казалась медом служба, армейский рукопашный бой – с тобой всегда живем мы в дружбе».

Афины, амфитеатр и мы как гладиаторы

— Из ваших личных спортивных побед, какая самая дорогая?

твердохлеб3.JPG

— Побед немало, и званий тоже – мастер спорта СССР по борьбе самбо, мастер России по карате. А в конце прошлого года после уговоров друзей поехал в Афины, в Грецию, на всемирные борцовские игры ветеранов по программе чемпионата мира по современному панкратеону.

— Первый раз о таком слышу…

— Это возрожденный древний олимпийский вид спорта, по сути сочетание кулачного боя с борцовской техникой. Впечатления потрясающие! Соревнования проводились в древнем амфитеатре ранним утром (днем нельзя – жара доходила до +50°). И мы как гладиаторы: голый торс, на лице пластиковая маска, на руках специальные перчатки – шенгарки, шорты, накладки на ногах. Перед выступлениями все прошли сеансы загара. Там все работало на зрелищность. Еще бы! Стоимость билетов на соревнованиях доходила до 25 тысяч долларов.

— И каково побыть в роли гладиатора?

— Когда я туда ехал, то думал: «Может, один бой отобьюсь. Проиграю так проиграю, зато попробую, что это такое». И вот первый бой – чистая победа, второй – чисто, третий – чисто. А вот на четвертом пришлось поработать два периода. Тем не менее стал победителем в своей возрастной группе. Когда вручали награды, один из организаторов признался, что хотели меня дисквалифицировать за жесткое единоборство. Но поскольку в этой категории я был единственным из России, то простили. Соперниками моими были грек, француз, новозеландец, бразилец, канадец, швед, норвежец.

— Что за победу полагалось?

— Я получил тысячу долларов, а вот промоутер, пригласивший меня, заработал за три дня три миллиона долларов. Но это все неважно, дорого то, что это было в моей жизни. Афины, древний амфитеатр, нестерпимо голубое небо и рев трижды. А главный сюрприз после этой победы мне устроили на моей украинской родине: депутаты предложили назвать моим именем улицу в нашем селе.

— Улица имени Николая Твердохлеба? Не забронзовели?

— Не тот характер. Честно признаюсь, больше обрадовался реакции нашего директора школы. Он мне и моему другу Сергею Олиференко, будущему олимпийскому чемпиону, говорил: «Ничего, хлопче, из вас не получится». Мы не очень-то налегали на учебу. Когда узнал про мою победу в Афинах, да про то, что Путиным присвоено мне звание Заслуженного работника РФ, директор, теперь уже пенсионер, сказал: «Выходит, ошибался я». Но теперь я с ним согласен, ребятам втолковываю, что учеба – превыше всего.

— В реальной жизни вас выручала спортивная подготовка? Может, от хулиганов отбивались…

— Обезоруживать – да, приходилось. А вообще я своим воспитанникам говорю так: если какой негодяй пытается посягнуть на твою жизнь, ты его должен предупредить, что не следует этого делать, поскольку ты подготовленный и можешь его сломать. Если не понимает – объясни второй раз. Опять не доходит – третий раз объясни. Если и это бесполезно, то аккуратно его подними и положи на пол. И еще раз объясни что он не прав! Занимаясь с кадетами русским рукопашным боем, не учу их жестокости. Но постоять сам за себя из них сможет каждый.

— Спортивная династия Твердохлебов продолжается?

— Сын преподает на кафедре физподготовки военной академии, готовится защищать кандидатскую. Он серьезный спортсмен. Внуки, думаю, тоже не подведут.

Алевтина НОВИКОВА.

Фото Николая Суворова.

Источник: k1news.ru