Проклятие клетки и истории громких приговоров: Костромской областной суд показал изнанку рассмотрения дел
Проклятие клетки и истории громких приговоров: Костромской областной суд показал изнанку рассмотрения дел

В преддверии X Всероссийского съезда судей съемочная группа ГТРК «Кострома» увидела не только те помещения в здании Областного суда, где выносили самые громкие приговоры. Но и те, что скрыты от глаз общественности – камеры для особо опасных преступников, архив с делами и кабинеты судей.

Чему удивились, кого вспомнили, и почему правосудие сегодня открыто для всех – в репортаже ГТРК «Кострома».

Экскурсия начинается в зале №1. Здесь выносят самые громкие приговоры, в том числе – пожизненные. Педофилам Герасимову и Белякову. Маньяку с улицы Кузнецкой Виталию Вихареву. Снимать разрешают всё. Вот кресло судьи. Места для присяжных. Экраны для видеосвязи, чтобы рассматривать дела из районов онлайн. Как правило, апелляции. Дела, которые поступают в Областной суд, как в первую инстанцию – очень редки, не больше 5 в год. По тем статьям, где наказание предусматривается пожизненное. Нельзя снимать только изнутри «аквариума» – так называется ограждение из стекла и металла вокруг скамьи подсудимых. Не из соображений безопасности, а по примете: приставы говорят – кто в клетку войдет, рано или поздно там и окажется. Мы не рискуем. Этот зал – самый большой, но иногда и здесь бывает аншлаг.

Сергей Андреев, председатель Костромского областного суда: «В закрытых заседаниях рассматриваются единичные дела, прямо предусмотренные законом. Остальные судебные заседания открытые, и поскольку сняты коронавирусные ограничения, любой человек может прийти в суд, в судебное заседание, и присутствовать там. Ограничение – только наполняемостью мест в судебном заседании».

Здание Областного суда построено по типовому проекту: часть открыта для всех, часть – только для сотрудников. Вот в этом коридоре – камеры для доставленных в суд особо опасных преступников. В каждой – окошечко и сложный многоступенчатый замок. Есть даже окошечко для кормления, на откидной столик можно поставить тарелку и кружку. Но в суде обвиняемых не кормят, просто камеры – тоже типовые. Такие же оборудованы и в СИЗО, и в тюрьмах.

vlcsnap-2022-08-11-15h22m47s846.png

Рядом – помещения для знакомства обвиняемых с материалами дела. Полудюймовые прутья, лавка, стол, замок. Тут же обычно находятся сотрудники конвойной службы и их служебные собаки. Здесь никогда не было солнца, атмосфера гнетущая. На верхних этажах – кабинеты судей. Особой роскоши нет, но у каждого кабинета своя индивидуальность. У судьи Олега Панова под столом – спортинвентрь. Каждый час на 5 минут он отвлекается от работы и тягает железо. Говорит, это помогает сохранять концентрацию и подавлять лишние эмоции.

Олег Панов, судья Костромского областного суда: «Нужно спокойно, ответственно подходить к работе. Я помню, по делу Гашимова прокурор рассказывал – потерпевшие хотели заявить мне отвод, потому что судья не выражал никаких эмоций, не встал на их сторону… Я говорю, вот и хорошо, значит, я делаю всё абсолютно правильно».

Чингиз Гашимов, о котором говорит судья, – печально известный «вокзальный маньяк». В 2004-2005 году встречал женщин с московского поезда, бил по голове железным прутом и забирал всё ценное. Трое погибли, еще семеро – остались инвалидами. Судья Панов тогда вынес Гашимову приговор – пожизненное лишение свободы. Дело «вокзального маньяка» хранится вот здесь, в архиве суда. Как и тысячи других дел.

vlcsnap-2022-08-11-15h23m32s139.png

Вот на столе архивариуса лежат старые папки, а фамилии на них – так совпало – нам тоже хорошо знакомы. В начале 2000-х эти 8 человек объединились в банду, на счету которой убийство, похищения людей, вымогательство, грабежи и разбои. Дело рассматривал суд присяжных, которые вынесли вердикт – виновны все, по всем эпизодам. Самое же первое дело, лежащее на этих стеллажах, датируется 1946 годом. В мае 1941-го женщина серьезно пострадала на производстве – железнодорожный состав травмировал ей ноги. Но через месяц началась война, и в суд за защитой трудовых прав пострадавшая смогла обратиться только в 1946 году.

vlcsnap-2022-08-11-15h24m09s731.png

Анна Рец, помощник председателя Костромского областного суда: «Она обращается в суд с иском о взыскании компенсации в связи с произошедшим на производстве несчастным случаем, и начинается сбор документов. На этот момент неизвестно, где её работодатель, суд запрашивает все необходимые документы по делу. Выясняется, что работодатель в Санкт-Петербурге, в итоге ее иск удовлетворяют, и она получает ту ежемесячную компенсацию, на которую имеет полное право».

Библиотека, где хранятся десятки тысяч законов, постановлений, разъяснений, статей. Зал, где кандидаты на должность судьи сдают экзамен – он может длиться часов 8, и заканчиваться оценкой «неудовлетворительно». Судьей может стать только человек профессионально очень грамотный, и с особым складом характера, готовый к непростой работе.

Вся экскурсия показывает: суд сегодня с одной стороны – открыт и прозрачен. С другой – самостоятелен и независим в принятии решений. А теперь ещё и переходит на современные технологии. Так, в любом процессе обязательна аудиозапись происходящего, подать заявление или жалобу во все суды области можно со смартфона или компьютера, а совсем скоро и принимать участие в любом процессе можно будет по видеосвязи.

Источник: ГТРК Кострома