Мужские бигуди и кошелёк раскроют костромичам тайны эпохи Островского – Костромские новости
Мужские бигуди и кошелёк раскроют костромичам тайны эпохи Островского

В Костромской усадьбе Щелыково открылась первая выставка, посвященная 200-летию со дня рождения Александра Островского. За что драматург получил статус основателя национального театра, в чем Островский обошел Шекспира и как его воспринимают в XXI веке?

«Правда – хорошо…»

«Так вы советуете, не отдавать?!»

«Купец от ваших денег не разбогатеет, а себя – разорите!»

Мужские бигуди и кошелёк раскроют костромичам тайны эпохи Островского

Этой сцене из пьесы 147 лет. Но публика в зале то и дело с пониманием переглядывается, слушая историю Пелагеи Зыбкиной, сгоряча набравшей кредитов, отдать которые – не может. Испытание человека деньгами – одна из главных пружин в пьесах Александра Островского «Свои люди – сочтёмся», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Бедность не порок». 

Выставка в Щелыкове.mp4_snapshot_00.31.586.jpg

На открытии первой юбилейной выставки в Музее «Щелыково» актеры кинешемского театра исполнили отрывок тоже из «денежной» драмы «Правда – хорошо, а счастье – лучше». Испытания деньгами российским зрителям XXI века очень близки.

Выставка в Щелыкове.mp4_snapshot_01.13.123.jpg

Александр Воронов, руководитель литературно-драматической частью Кинешемского театра им А.Н. Островского: «Мы понимаем, о чем речь. Какое-то письмо подписал, платить не хочу, а платить надо. Все актуально. Все живо, современно. И язык у Островского очень хороший».

Главные темы и главные достижения великого драматурга. Такой сделали первую выставку специалисты Щелыковского музея-заповедника. 4 экспозиции отражают 4 мира и 4 типа основных персонажей пьес: «Мир театра», «Женский», «Мужской кабинет», и конечно, «Купеческий».

Выставка в Щелыкове.mp4_snapshot_01.38.334.jpg

Кошелек «скряга» сшит так, что деньги из него приходится буквально выцарапывать. Мужские бигуди – папильотки. Самовар «эгоист», названный так, потому что порция кипятка – для одного. А на стенах – портреты, декорации и даже реклама, отсылающая к страстям XIX века. Например, мужская пудра – превращает тощие усы в пышное чудо.

Выставка в Щелыкове.mp4_snapshot_02.04.325.jpg

Татьяна Вербовская, посетитель выставки: «Мне очень понравилось, как все здесь рассказывали. Стояла и думала – надо перечитать всего Островского. Знаете, как-то раньше я – так, не очень. А сейчас все посмотрела, послушала и хочется почитать все заново».

Выставка в Щелыкове.mp4_snapshot_02.14.559.jpg

Николай Алексеев: «Она не может, не понравиться. Это отражение нашей истории – в каждом портрете, в каждой детали, в каждом платье…»

Выставка в Щелыкове.mp4_snapshot_02.17.892.jpg

Каждый из 100 предметов подбирался с математической точностью. Ведь именно благодаря теории предметного мира Островский совершил революцию в театре. До него оформление сцены к спектаклю собиралось из того, что есть. Драматург установил иные правила – каждый предмет должен играть на образ. Именно поэтому даже прогрессивные олигархи из «Бесприданницы» пьют шампанское из чайных чашек – они продолжают оставаться купцами. А на столиках молодых людей нового формата русский самовар заменяет европейский кофейник.

Выставка в Щелыкове.mp4_snapshot_03.28.624.jpg

Елена Сухарева, заведующая отделом хранения Музея-заповедника «Щелыково»: «Понимаете, в пьесах Александра Николаевича не бывает случайных вещей. Будь то наряд, самовар на столе или лампа на углу. Поэтому наша выставка так и называется – «Предметный мир». Потому что через предмет, через вещь характеризуется герой спектакля. У Островского не просто предметы, но даже фамилии звучные. Например, Глумов – глумится над вышестоящими. У него любая вещь, фраза – все имеет значение».

Александр Островский – мировой рекордсмен драматургии. Он написал самое большое количество пьес, обойдя Шекспира. Но дело не в количестве. И пусть сегодня на смену кошелькам «скрягам» пришли кредитки, проблемы денег, любви и человечности, поднятые в его пьесах, как 200 лет назад волнуют сердца.

Выставка в Щелыкове.mp4_snapshot_03.47.347.jpg

Источник: ГТРК Кострома