7:30 – конечная остановка у «Солнечного». Утром и вечером отсюда уезжают около 5 тысяч человек. До реформы от ТЦ отправлялись 14 автобусных маршрутов. Сейчас – 11. Светлана пытается доехать до Стометровки. Ждёт «Пятёрку».
Светлана: «Единственное, что осталось – на чём добраться до «Стометровки»?! Мы пришли с 1-го Давыдовского сюда. С 1-го Давыдовского ни один транспорт не идёт на «Стометровку». Очень неудобно».
Валентина Ивановна: «Полчаса жду «Четверку». Интервал 10-12 минут должен быть. До сих пор стою – не могу уехать».
Любовь Александровна: «Еле-уехала с Юбилейного. В 7:25 подошла «Семерка». Стояла с 7 часов на остановке. А как ездить к 8 часам на работу, скажите, пожалуйста?!»
На остановке установлен баннер с новой схемой маршрутов и расписанием общественного транспорта. Здесь пассажиры могут спланировать свой путь.
Александр Васильевич: «Автобус уехал – я и разобрался. Всё понятно».
Любовь: «Разобрались. Вот мужчина подсказал, что только на «Двойке» до центра. Это не больно хорошо».
Один из самых популярных маршрутов на этом направлении – «Двойка». Автобус активно начинает наполняться пассажирами ещё на Долгой Поляне. Это вторая остановка от «Солнечного».
Для оплаты проезда в новых автобусах установлены валидаторы. Оплата проходит быстро и без сбоев.
Марина Евгеньевна: «Мне всё равно – хоть с кондуктором, хоть без. Без разницы, кому деньги платить».
Чем дальше идёт «Двойка», тем больше людей прибывает. Битком автобус большой вместимости уже на Сутырина. Пассажирам приходится выходить, чтобы выпустить своих попутчиков.
А это – Фабричный район. Утренний час пик. Многие едут с пересадками. Автобусные маршруты после реформы стали короче.
Александр: «Сейчас с утра уехать тяжело на работку. Еду с Волжского. 66-й вообще полный. С пересадкой вот жду, чтоб до автовокзала добраться. Минут 10 стою, жду. С утра пока неразбериха».
Марина: «Ничего не устраивает. Бегу с другой остановки сюда. Там люди не могли даже втиснуться в автобус. Я на работе должна была быть в 8 час. Ребенка увезти в сад в 7 часов. И я не успеваю вообще никак».
Татьяна: «Я вот сейчас добираюсь – без десяти семь – я доехала только до Рабочего проспекта. 11-го даже нет на горизонте. До Ленина остался один 49-й маршрут, в который вообще не залезешь. И его нет!»
А это уже ситуация в Заволжье. Остановка «Микрорайон «Паново».
Дмитрий: «Мне сейчас надо доехать из Заволги в сторону площади Ивана Сусанина. Это – 93-й, 16-й автобус. Будем их ждать. Сколько будем ждать – покажет время».
93-й подошёл буквально через несколько минут. А вот время ожидания 16-го автобуса показало – 1 час 15 минут.
Дмитрий: «22-го маршрута нет более 40 минут. Автобусы все переполнены».
Ольга: «Если сейчас 57-й подойдет, он будет битком. Потому что в Малышково много народу живет».
Владимир Ильич: «Час ждать автобуса при заявленных 11 минутах интервал движения – это не работа. Мой рабочий день начинается в 8 утра. Я работаю в Роддоме № 1 города Костромы. Я опаздываю на работу. И моя деятельность прервана из-за непонятных причин. К сожалению, новые автобусы покрасовались – да – в выходные произвели впечатление. А сейчас – только горечь и разочарование».
Как показал мониторинг – на линию после старта реформы вышли не все автобусы. Не заработала, как должна и система безналичной оплаты.
Еженедельное совещание в областной администрации начинается со статистики. За три дня работы костромского транспорта по-новому автобусы в достаточном количестве на линию не выехали ни разу. ПАТП-3 выводит на маршруты 90% от требуемых по контракту машин. Перевозчик «Стартранс» – он обслуживает 6 маршрутов – от 87 до 94% автобусов. В отстающих – «Красногорскавто». Компания обслуживает 16 маршрутов – это 4, 7, 8, 11, 13, 15, 18, 21, 22, 52, 87, 93, 94 и 100. Сегодня, по данным мониторинга, в рейсы вышли всего 35% подвижного состава. Проблем две – нехватка водителей. Она наблюдается у всех перевозчиков. У того же «Красногорскавто» набрано 74 человека из 207. И вторая болевая точка – нехватка транспорта. Не все новые автобусы пока доехали до Костромы.
Юрий Маков, заместитель губернатора Костромской области: «По «Красногорскавто» – из 100 машин, которые у них должны были поступить, было в наличии 65. При этом 30 поступили 30 июня вечером. Было принято решение, чтобы они перегнали сюда 22 автобуса из Москвы, которым по 1,5 года».
Сергей Ситников: «Они как долго их планируют эксплуатировать?»
Юрий Маков: «До 15 июля. Они все уедут. Соответственно к этому времени оставшиеся 35 новых машин подойдут. И у них все 100 машин будут новыми».
Еще одна претензия пассажиров – сбои при оплате проезда по транспортным картам от «СберТройки». Владельцы льготных проездных и те, кто приобрел абонемент, заметили, что с них списывались не поездки, а снимались деньги с карты – по 30 рублей. Губернатор Сергей Ситников потребовал, чтобы деньги людям вернули в течение ближайших 2-3 дней.
Сергей Ситников, губернатор Костромской области: «Пусть руководители выходят «на телевизор» и приносят публичные извинения тем людям, которым они создали неудобства. Ясна задача? Руководители, а не пешки! Что касается нарушения графика движения – рассматривать это как невыполнение транспортной работы, которая не должна быть оплачена. То есть, нет комфортных условий – нет оплаты за работу. И вот здесь я прошу занять конкретно очень жесткую позицию!»
Отдельно сегодня была затронута и тема передвижения автобусов по улицам Костромы. Глава региона потребовал от мэрии разобраться со стихийными парковками в центре Костромы. Новые автобусы больше прежних машин. Поэтому маневрировать на заставленных улицах им сложно. Срок на исправление основных недочетов, возникших с запуском новой системы общественных перевозок, обозначен до 15 июля.