В Костромской центр имени Грабаря на реставрацию поступила первая партия предметов из Кировского краеведческого музея. С реставраторами, которые подарили уникальным экспонатам вторую жизнь, встретилась ГТРК «Кострома».
Две фарфоровые чашки, два фарфоровых блюдца. Датировка – первая половина XIX века. Обильная позолота – тонкий растительный узор. Вот так керамика из Кировского краеведческого музея выглядела до того, как попала в Костромской филиал реставрационной мастерской имени Грабаря. Осколки, по краям которых грубый коричневый клей – следы старой неумелой реставрации. А вот так фарфоровый сервиз выглядит теперь. У одной из чашек даже удалось восстановить отколотую ручку. Но главное – спасенный фарфор оказался редкостью. Это подмосковная фабрика Тереховых-Киселевых. Она просуществовало очень недолго и в наши дни его продукция – редкость.
Корр.:
«То есть завод проработал буквально несколько десятков лет?»Татьяна Цыпылова, художник-реставратор: «Да, совсем недолго, но предметы их были очень интересные. Они были наряду с самыми именитыми фарфоровыми заводчиками России по всей красоте. Мечта коллекционера – сейчас так. Потому что сохранилось их, в общем-то, немного».
А это медные и латунные посеребрённые канделябры. В реставрационную мастерскую имени Грабаря они пришли вот в таком виде. Ещё немного – и металлом. Все восстановлено. Кроме руки музы на одном из канделябров – нет аутентичного образца, объясняют специалисты. А выдумывать они не имеют права. Канделябр со скульптурами родом из Германии. На экспонате дарственная надпись. Возможно, в нашу страну он попал, как трофей.
Андрей Лебедев, художник-реставратор: «Факт в том, что это было в Германии. А так как война была в Германии, то оттуда много везли всего, и возможно это просто привезли сюда, а потом просто передали в музей. Вручили же её по надписи генеральному директору Герману Олснеру. И все, больше ничего сказать нельзя».
Корр.: «А представляете, потомки этого Германа живы?»
Андрей Лебедев:
«Представляю! Ха, ха, ха!»
Также на реставрацию в Кострому из Кировского музея поступили и предметы церковного обихода. Золотое шитье. Литургический набор состоящий из воздухá и двух покровцов. И вновь редкость. Полные старинные золотошвейные полные литургические наборы встречаются крайне редко. Совсем скоро восстановленные раритеты отправятся на родину в Кировский краеведческий музей. А Костромскую реставрационную мастерскую имени Грабаря ждёт новая партия экспонатов с вятской земли. На сей раз это живопись. Вот эти портреты вятских епископов, написанные в XVIII веке.