Станислав ГОЛОДНИЦКИЙ: Все спектакли — наши дети
Станислав ГОЛОДНИЦКИЙ: Все спектакли — наши дети

Совсем скоро Костромской камерный драматический театр под руководством Бориса Голодницкого гостеприимно распахнет свои двери для зрителей. Причем для любимого многими костромичами театра это будет 25-й, юбилейный, сезон.

О планах, новшествах и многом другом корреспонденту  «Костромской народной газеты» рассказал Станислав Голодницкий, главный режиссер театра.

Когда задевают струны души

— Станислав Борисович, у вас как у главного режиссера есть формула, как превратить театр в успешный?

— Мне кажется, что у умного человека подобная формула обязательно должна быть. Прежде всего это добротные, качественные и профессиональные спектакли с пониманием необходимости зрительского отклика. У каждого спектакля должна быть своя душа, мысли и психология. Это необходимо, и, на мой взгляд, зритель за этим и идет в театр. Если спектакль задевает струны души — театр успешен.

— Некоторые зрители предпочитают исключительно комедии.

— Все люди разные, некоторым и в самом деле нужны комедии. Может быть, они просто устали от обыденности и быта, от того, что навязывает телевидение. Куда ни глянь, либо криминал, либо ураганы. Но есть зрители, которые приходят за драмой, потому что все это внутри нас и достаточно скрыто. Иногда хочется какого-то такого проникновения внутрь, освобождения. Согласитесь, иной раз необходимо и поплакать, потому что нельзя все время это держать в себе, а театр — единственная, наверное, платформа, которая дает возможность побыть самим собой.

— Мне кажется, в театре работают амбициозные люди, каждый считает себя талантом, конфликтов внутри труппы нет?

— Мы всегда стараемся избегать конфликтов. Не буду говорить о том, что они не существуют. Мы стараемся гасить их в самом начале. Да, артисты амбициозные, своенравные, со своими мыслями, со своим ощущением движения по этой жизни. Честно говоря, я не привык выносить сор из избы. Все это должно оставаться внутри творческого коллектива. Если человек не двигается в русле коллектива, который идет вперед, тогда выбираем вариант расставания.

— Назовите главное отличие камерного театра от других театров.

— Близость к зрителю. Хочется верить, что есть еще и духовная близость. Многие зрители целенаправленно ходят именно в камерный театр.

Идти вперед

— Станислав Борисович, чем вы нас удивите в новый 25-й театральный сезон?

— Надеюсь, что очень многим. Во-первых, к нам пришли четверо хороших, крепких профессиональных артистов. Это Денис Котыков, творческий псевдоним Дэн Издольный, у него многолетний театральный опыт работы, также он — известный музыкант. Кроме того, у нас будут служить Умед Шарипов, Ксения Веремьева и Даниил Толстокулаков. Очень интересный состав.

Мы сохранили всех ведущих артистов, которые работали в прошедшем сезоне, и эти новые краски нам необходимы, чтобы идти вперед.

— Довольны ли вы пополнением?

— Я пока не могу сказать, сегодня был первый репетиционный день. Знаете, мы просмотрели много резюме, которые нам прислали. Мы еще никогда так много не получали предложений. Писали нам со всей страны, мы выбрали тех, кто необходим сейчас театру, укрепив необходимые позиции. Понимаете, каждый год кто-то уходит, кто-то приходит, и это нормально, каждый человек ищет, где лучше. Каждый волен сам выбирать свой путь…

— Какими новыми спектаклями порадуете зрителей?

— В этом сезоне мы порадуем зрителя новой версией спектакля «Ревизор», а назовем его «Хлестаков». В главной роли — Умед Шарипов, а городничего сыграет Дэн Издольный. Думаю, новые артисты будут достаточно интересны зрителю. Премьера планируется на конец октября.

В этом году мы еще выпустим спектакль «Недоросль» Фонвизина. Кроме того, планируем в этом сезоне поставить «Бешеные деньги» Островского, «Ромео и Жанетту» по пьесе Жана Ануя.

Борис Исакович хочет осуществить постановку «Декамерона». Нас ждет интересная и многогранная работа.

— В самом деле удивили — будете ставить исключительно классику.

— Двадцать пятый, юбилейный, сезон у нас в самом деле классический, хотя мы и начинали с современной драматургии, чем мы и отличались… Но понимание классики у нас не потеряно, мы за современное прочтение любого классического материала. Классика всегда актуальна, мы это понимаем. Наш театр тоже трансформировался, и от каких-то легких историй в драматургии мы пришли к серьезным воплощениям классики.

— У вас есть свои уникальные режиссерские фишки, как добиться от актера того, что вам нужно?

— Прежде всего, важно найти контакт с артистом. У нас достаточно семейный театр, молодая и небольшая труппа, которая проводит практически все дни в театре. Конечно, дистанция между руководством и актерами есть, но она не такая явная, как в больших театрах.

— Как вы считаете, театр должен следовать вкусам зрителя или должен сам формировать новые тренды?

— Знаете, когда мы в 1998 году организовали театр, мы создавали свою платформу, свое мироощущение, как мы видим театр. Понимаете, творческий человек в любом случае создает новый тренд. Если не получается, надо уходить и искать другую профессию.

— То есть потакать вкусам зрителей нельзя?

— Прежде всего надо быть самим собой. Зачем кому-то потакать? Это очень опасно в театре. Режиссер — создатель и творец.

— Как вы думаете, как театру быть актуальным и не терять связь со временем?

— Режиссеру необходимо поддерживать отношения с молодежью. Мне не нравится выражение «быть в тренде», но надо слушать современную музыку, смотреть фильмы, интересоваться театром, как российским, так и зарубежным, цирком и живописью. Какие-то интересные вещи можно подчерпнуть даже из Интернета. Необходимо иметь контакт с современным поколением, которое меняется. Многие режиссеры с течением времени остаются в том же поколении, в котором начинали работать, гнушаясь общаться с молодежью. Жизнь постоянно меняется, люди меняются. Нужно постоянно развиваться. Надо знать о проблемах молодежи, узнавать их мнение буквально по поводу всего.

Детская сцена

— Станислав Борисович, накануне юбилея вы и ребрендингом занимаетесь?

— Да, полностью меняем всю входную группу: будут новые плакаты, короб  и освещение. Сейчас красим стены. Кроме того, полностью меняем фотогалерею с входной группы. Планов много, они интересны…

— А вот об этом, пожалуйста, поподробнее.

— В августе мы едем в Кинешму на театральный фестиваль со спектаклем «Карамазов». В ноябре примем участие в фестивале в Нижнем Новгороде. Также в последний месяц осени у нас запланированы большие гастроли в Санкт-Петербурге. Хочется верить, что мы всех поставленных целей достигнем.

— Как и когда вы планируете отметить юбилей театра?

— В июне следующего года мы красиво отпразднуем наш юбилей. Некоторым кажется, что двадцать пять лет — это немного, но наш театр в Костроме не просто существует, а успешно развивается. Конечно, это будет большущий капустник с привлечением музыкантов. Празднование юбилея запланировано на 15 июня, в этот день и был создан наш театр. Будут и салюты, и фуршеты.

— Над чем еще вы работаете?

— Сейчас мы начали работы по созданию детской сцены на первом этаже. Сейчас там полным ходом идет колоссальный ремонт, уже получены все разрешения. Это подразумевает создание новой площадки, второй камерной сцены на первом этаже театра с хорошим звуком, с отличным освещением, с новым зрительным залом на семьдесят мест для самых юных зрителей. На этой сцене будут рождаться спектакли, в которых будут принимать непосредственное участие дети нашего города. В планах — создание школы-студии, где дети смогут развиваться в актерском направлении. Дети смогут не только выступать на сцене наравне со взрослыми артистами, но и побывают на гастролях. Все это делается в сотрудничестве с администрацией города.

— Интересно, детская сцена тоже будет трансформером?

— Да, мы же всегда стараемся из большого сделать маленькое, а из маленького — большое. Пока сложно говорить о сроках, но надеюсь, что в течение года у нас появится детская сцена. Уже закуплены стулья и звуковое оборудование.

— Какие новые детские спектакли увидим в юбилейный сезон?

— Новые пока не планировали, так как хотим воссоздать в этом сезоне те спектакли, которые ушли. Наверное, в этом сезоне мы будем заниматься восстановлением детского репертуара.

Все зрители идеальные

— Станислав Борисович, когда нынче откроется театральный сезон?

— Мы открываем 25-й, юбилейный, сезон 25 сентября спектаклем «Сотворившая чудо», премьера этого спектакля завершила прошлый сезон.

— На какие спектакли у вас можно попасть по «Пушкинской карте» и востребована ли она? 

— Я считаю, что «Пушкинская карта» — потрясающий проект, за который хочется благодарить. Это как радость для юного зрителя, который теперь может бесплатно попасть в театр, так и большое финансовое подспорье для любого театрального коллектива. У нас много классики, которую проходят по школьной программе. У нас практически на любые спектакли можно прийти по «Пушкинской карте». Нас, безусловно, радует интерес юных костромичей к нашему театру.

— Как вы думаете, можно ли воспитать у зрителя любовь к театру?

— Я думаю, что она уже воспитана. Если мы говорим в целом о России, то у нас великая театральная страна. Есть интерес к театру и в нашем городе, причем от мала до велика. Эту всенародную любовь театр заслужил благодаря многим выдающимся деятелям нашей страны. Наше дело — продолжать, соответствовать и не уничтожать то наследие, которое создано нашими предками.

— Каким вы видите своего идеального зрителя?

— У нас все зрители идеальные! Это правда. Понимаете, театр — это состояние души, в нем служат. Вот не поверите, но я даже ночью думаю о работе. Конечно, творческие люди мечтают об успехе, но когда вычленяешь из него самое главное, то понимаешь, что нет ничего важнее зрителей, ради которых все и делаешь. Ничего важнее их любви просто нет.

— Какие спектакли любит зритель?

— Мне сложно сказать, все спектакли — наши дети. Их нельзя обижать, а то они могут так обидеться, что произойдет развал спектакля. Это очень важно — не сравнивать своих детей, они все разные. Конечно, у каждой постановки есть свои плюсы и свои минусы, совершенного спектакля никто еще не придумал. Даже если постановка нравится буквально всем, всегда найдется в зрительном зале хоть один человек, который скажет: «Боже мой! Смотреть на это невозможно!»

— Вы преувеличиваете, так все-таки у вас не говорят.

— Мы работаем над тем, чтобы так не говорили, но мы от этого полярного мнения не застрахованы.

— Как вы вообще относитесь к конструктивной критике?

— Сначала все кипит внутри, конечно. Потом проходит время, и ты эту критику начинаешь понимать, принимать и пользоваться. Знаете, надо уметь остановиться в своем эгоизме, принять эту критику, вычленив рациональное зерно. Если сам понимаешь, что критикуют за дело, обязательно надо принимать. Если чувствуешь, что это похоже на бессмыслицу или зависть, то это вызывает протест и отказ, как и у всех, наверное.

— Есть ли у вас несбывшаяся мечта?

— Мечтаем о своем здании, большом и интересном театре, где будет зрительный зал на двести мест. Очень хочется, чтобы наш театр располагался в независимом, отдельно стоящем здании. Жаль, что у театра его нет, оно условное.

Театр должен радовать и хорошим гардеробом, и просторным зрительным залом, и отличным кондиционированием, отменной сценой. Это — самая главная мечта.

Валентина Фадеева.
Фото Николая Суворова.

Источник: k1news.ru