Кострома в истории: сам император любил с ним картишками побаловаться
Кострома в истории: сам император любил с ним картишками побаловаться

28 июня 1803 года в усадьбе Клусеево Чухломского уезда родился Александр Андреевич Катенин, будущий генерал от инфантерии, оренбургский и самарский генерал-губернатор.

Выучившись в Горном кадетском корпусе, он поступил подпрапорщиком в лейб-гвардии Преображенский полк. Участвовал в русско-турецкой войне 1828—1829 годов, в подавлении Польского мятежа в 1831 году. За отличие при штурме Варшавы награждён орденом св. Владимира 4-й степени с бантом.

В 1835 году на тот момент уже капитан Катенин на манёврах обратил на себя внимание императора Николая I и был назначен к нему флигель-адъютантом. Два года спустя Катенин уже полковник, а в 1839 году назначен комендантом Императорской главной квартиры, но в том же году переведён на Кавказ, где в должности начальника штаба 1-го пехотного корпуса принял участие в военных действиях против горцев и за отличие при Ахульго награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость».

Бравый и лихой офицер умел себя проявить не только в боях и походах. Он был и неплохим управленцем. В последующие годы он был начальником штаба отдельного гренадерского корпуса, исполнял обязанности товарища военного министра, дослужившись до генерал-лейтенанта. Весной 1857 года был назначен командиром отдельного Оренбургского корпуса и Оренбургским и Самарским генерал-губернатором.

Военный историк Николай Гаврилович Залесов, служивший в то время офицером Генштаба, в своих «Записках» вспоминал:


«Александр Андреевич Катенин, красивый собою господин с прекрасным даром слова, с придворными мягкими любезными манерами, менял свой пост дежурного генерала на место Оренбургского и Самарского генерал-губернатора. Если эта мена и происходила отчасти по желанию военного министра, то в такой же степени и по желанию самого Катенина. Любимец императора Николая, всегдашний партнёр его за картами, Катенин, командуя Преображенским полка, умел так ловко представлять свою часть покойному царю, что полк этот постоянно оказывался лучше всех».

Под стать Александру Андреевичу была, кстати, и его жена Варвара Ивановна. Она была «женщина привлекательная, развитая и с огромным тактом. Она всех принимала ровно, любезно, без малейшего намёка на своё высокое положение, со всеми умела говорить о предметах, которые были близки представлявшемуся ей лицу, и вся эта беседа велась так мило, просто, что говоривший с Катениной, сразу чувствовал себя как дома». За заслуги мужа была пожалована в кавалерственные дамы ордена Святой Екатерины.

Назначение Катенина губернатором совпало с чередой дерзких набегов киргизов на селения и грабежами караванов. Крутые меры его предшественника никаких результатов не дали, лишь озлобили кочевой народ. Катенин же оповестил киргизов, что если они смирятся, то будут прощены. Катенин вызвал к себе киргизских вожаков «не как к грозному начальнику, а как к доброму отцу, который радуется, когда может простить заблудших детей своих», и, ласково принимая, склонил их быть верным слугою государя.

Кроме умиротворения края Катенин предпринял ряд мер к развитию промышленности и распространению грамотности. Только на одних форпостах им было устроено до 80 школ, не считая городских училищ в городах и крупных станицах.

Летом 1860 года, возвращаясь из инспекционной поездки по землям Уральского казачьего войска и несмотря на сильнейшую жару, произвёл смотр войск в Уральске. На подъезде к Оренбургу почувствовал себя нездоровым и 24 июня, в первую же ночь по приезде в город, умер от аневризмы.

Для погребения был привезен на родину в Костромскую губернию. Похоронен в родовой усыпальнице Катениных в с. Клусееве.


Источник: ГТРК “Кострома”