Дороги Костромской области стали самыми безопасными в России
Дороги Костромской области стали самыми безопасными в России



В администрации Костромской области рассказали, как добились контроля за дорожным движением, не вкладывая бюджетных денег.

Рассказывая о создании и эксплуатации Системы комплексной безопасности дорожного движения (СКБДД) заместитель губернатора Юрий Маков напомнил:

– Средств на обеспечение безопасности дорожного движения не хватало, мы не могли в полной мере выявлять нарушения на дорогах, движение перегруженных автомобилей. Чтобы решить эту проблему, было принято решение: если средств в областном бюджете нет, нужно привлечь частного инвестора. По итогам конкурса, который состоялся 11 августа 2014 года, в рамках государственно-частного партнерства с концессионером было заключено соглашение, основополагающим условием которого было строительство соответствующей системы за счет средств инвестора. Областной бюджет не вкладывал ни копейки, все вложения были частными.

В 2015 году Костромская область стала первым субъектом Федерации, где СКБДД была внедрена и нашла успешное применение на автомобильных дорогах регионального значения. Планировалось, что стоимость системы составит 414 млн рублей, это и было записано в концессионном соглашении.

С 2014 года инвестор-концессионер построил 64 стационарных комплекса фото- и видеофиксации, 6 пунктов весогабаритного контроля, оборудовал 14 перекрестков и приобрел 2 аппаратно-программных комплекса, фиксирующих нарушения правил остановки и стоянки транспортных средств. Все эти задачи были выполнены.

К примеру, существовавшие до 2015 года пункты весогабаритного контроля позволяли выявлять не более 2% тяжеловесных транспортных средств, которые перевозили сверхнормативные грузы, разрушая костромские дороги, – остальные избегали ответственности за это. А привлеченные к ней – зачастую платили штрафы по месту своей регистрации, то есть в других регионах. Таким образом, бюджет Костромской области поступлений не получал. С момента внедрения системы ситуация кардинально изменилась в пользу нашего региона. Сумма вынесенных с ее помощью штрафов на сегодняшний день составляет более 900 млн рублей.

В 2015 году, когда в области работали всего 7 комплексов фотовидеофиксации, в автоматическом режиме было вынесено незначительное количество постановлений о привлечении к ответственности нарушителей правил дорожного движения. В 2020-м их количество составило примерно 700 000, увеличившись в 32 раза. Почти все постановления теперь выносятся именно в автоматическом режиме. Это говорит об эффективности СКБДД и дисциплинирует водителей.

Итогом проделанной работы стало существенное снижение аварийности на дорогах. В 2014 году в Костромской области были зарегистрированы 927 ДТП, в которых пострадали 1115 человек, а 95 – погибли; уже через полтора года после внедрения системы количество ДТП сократилось на четверть, раненых стало меньше на 17%, почти вдвое снизилось количество погибших. В 2020 году на дорогах погибли 44 человека – в перерасчете на общую численность населения по этому показателю Костромская область стала лучшей в России.

Нужно отметить: это при том, что транспортных средств становится все больше. Если в 2013 году на территории региона их было зарегистрировано чуть более 250 тысяч, то сейчас – 300 тысяч. Значит, растет и интенсивность движения, но, благодаря СКБДД, удается снижать аварийность.

Чтобы контролировать ситуацию на дорогах в условиях растущего трафика, нужно увеличивать и количество соответствующих средств, оборудования, развивать их. Тем более – в условиях постоянного сокращения численности сотрудников ГИБДД. Парк стационарных камер на сегодняшний день уже увеличен до 102, в рамках нацпроекта их количество будет увеличено до 119.

Для этого в целом в систему планируется вложить порядка 1,5 млрд рублей.

Нужно отметить, что безопасность на дорогах постоянно находится и в фокусе внимания федеральных властей. Президент России поставил задачу к 2024 году сократить смертность на дорогах в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом. В администрации Костромской области считают своим долгом выполнять эту задачу.

Коснулся заместитель губернатора Юрий Маков и вопроса о распределении средств, поступающих от штрафов. По условиям концессионного соглашения, в областной бюджет от этой суммы поступают 17%, которые направляются в дорожный фонд – на ремонт и содержание дорог региона. В 2020 году эта сумма составила 50 млн. рублей (напомним, регион не вкладывал денег в создание СКБДД, так что это – чистый доход).

Оставшиеся у концессионера средства направляются на возврат вложений в создание СКБДД, уплату налогов, техническое обслуживание системы, зарплату работникам, оплату услуг связи, почтовые расходы (чтобы распечатать и разослать нарушителям документы о штрафах, в прошлом году пришлось потратить 44 млн рублей!). В итоге прибыль концессионера составляет лишь 6% от общей суммы.

Что же касается раздражения, которое у некоторых водителей вызывают камеры, Маков (а он тоже водитель) отмечает: тому, кто ПДД не нарушает, штрафы не приходят, и ему не важно, где и сколько камер установлено. Так что рецепт прост: ездить безопасно, по правилам. Для того и создавалась СКБДД с ее беспристрастными камерами фотовидеофиксации.

Источник: МК в Костроме