Фото на память: заря, алая заря…
Фото на память: заря, алая заря…

Так далеко, дорогие товарищи, в рамках нашей рубрики мы назад еще не «отбегали»! Сегодня у нас в объективе, представьте себе, 1905-й!.. Что следует знать об этом «красно-кровавом» годе? Вот несколько важных событий на наш субъективный выбор.

Думается, зловещее лицо отчетного периода во многом определили два январских инцидента – сдача японцам крепости Порт-Артур и, конечно же, «Кровавое воскресенье», положившее начало Первой русской революции. К ним прибавились: убийство эсером великого князя Сергея Александровича, Цусимский разгром, расстрел демонстрации рабочих в соседнем с нами Иваново-Вознесенске, бунт матросов на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический», провал выборов в Государственную Думу, создание Петроградского и Московского Советов рабочих депутатов и, «под занавес», севастопольское восстание под руководством лейтенанта Шмидта.

Надо ли говорить, что и наша Кострома не осталась в стороне от «мейнстрима»; социально-политическая активность в городе резко возросла – заводчане и трудящиеся многочисленных фабрик бодро и зло шли в передовых рядах российского пролетариата в борьбе с царизмом и капитализмом. Заметим к месту, что Костромской Совет рабочих депутатов был сформирован даже несколькими месяцами раньше столичных – еще в марте все того же 1905-го.

Но мы, друзья, вовсе не намерены глубоко окунать вас в доморощенную «огненную пучину революции». Наша цель гораздо менее амбициозна, мы хотели бы лишь ознакомить вас с изображениями людей, «подаривших» свои имена некоторым улицам, прежде всего Фабричного района – М.В.Задорина и Г.П.Федосеева, казненного революционера-большевика К.Н.Козуева, «засланца» Я.М.Свердлова и секретаря Костромского комитета РСДРП А.М.Стопани. Кроме того, мы покажем-поведаем ряд других небезынтересных вещей. Из красноречивых фото, составивших коллекцию партархива, вы узнаете об «Искре», регулярно доставляемой в Кострому, о местных партийных, советских деятелях и первых революционерах-боевиках, о социал-демократах, нелегально проживавших в усадьбе Жирославка и кое-чем другом.

Все снимки, благо, заботливо аннотированы нашими прежними коллегами- архивистами. И хоть для понимания момента и сути не всегда бывает достаточно одних лишь подписей, не сомневаемся, однако, что постоянные «рассматриватели» (или, правильнее, смотрители?) нашей рубрики разберутся, что к чему. В следующем выпуске мы продолжим и завершим наш «фото-винегрет» образца пламенного 1905-го.

Пресс-служба Государственного архива новейшей истории Костромской области (ГАНИКО).

Источник: k1news.ru