Главный врач ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница Игорь ЮВЕНСКИЙ: «В пандемию коронавируса число депрессий резко выросло»
Главный врач ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница Игорь ЮВЕНСКИЙ: «В пандемию коронавируса число депрессий резко выросло»



Коронавирус испортил планы многим костромичам: кто-то остался без работы, кто-то не полетел в отпуск, кто-то много дней просидел в одиночестве на самоизоляции. Все эти факторы еще больше усугубили ситуацию с депрессиями в регионе.

Число обращений продолжает расти. О том, как не допустить подобной депрессии и что делать, если она вдруг все-таки настигла, корреспонденту портала KOSTROMA.TODAY рассказал главный врач ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница» Игорь ЮВЕНСКИЙ.

— Игорь Вадимович, неужели коронавирус еще и стал причиной для депрессий?  

По статистическим данным, в период пандемии коронавируса число лиц, страдающих психической патологией, стало увеличиваться.  Причем это увеличение обусловлено, прежде всего, ростом так называемой депрессивной патологии. То есть патологии, связанной со стрессом.

Это и не удивительно: ограничение передвижения, потеря работы и привычного образа жизни, самоизоляция, туманные перспективы на будущее, страх за себя и близких перед лицом новой, непонятной и довольно страшной угрозы.

Все это мощные стрессогенные факторы, справиться и совладать с которыми может далеко не каждый.

Все эти неблагоприятные обстоятельства, действуя в своей совокупности, подтачивают и без того ослабленные к весне защитные механизмы организма, и когда они истощаются совсем, возникает психическая патология: синдром хронической усталости, депрессия, тревожно-ипохондрические состояния.

Человек как бы разом психически слабеет, обычная для него работа дается тяжелейшим напряжением, пропадают прежние интересы, желания, почти всегда нарушается сон, а сны наполняются тягостным содержанием.  Увы, страдает и эмоционально-волевая сфера – люди становятся более несдержанными. Слово или фраза партнера, мужа, по сути своей нейтрального содержания, в ответ вызывает негативизм, раздражение, взрыв эмоций, а порой, к сожалению, насилие и агрессию.

— Говорят, что выросло число случаев семейного насилия?

Рост домашнего насилия особенно заметен в индустриальных странах: странах Европы, США.

Проблема заключается еще и в том, что пик депрессивной патологии имеет своего рода лаг по времени. То есть максимальное число депрессий, мы ожидаем не на пике эпидемии COVID -19, а тогда, когда она пойдет на спад, все ее последствия обнажаться во всей своей неприглядности. Дело в том, как показывают исследования, ковид — инфекция несет в себе множество органных осложнений: осложнений как со стороны нервной системы, так и других систем организма и проявляются они эти осложнения не сразу.

— Некоторые специалисты пишут, что переболевший коронавирусом человек становится более раздражительным, апатичным, склонным к депрессии.

Вроде переболел человек, вроде поправился, но не прекращается постоянная усталость, нет сна, болит спина, сердце, суставы. Могут начинаться головокружения, тремор, человек не может выполнять точные движения, хочется лежать, не думать ни о чем. У ряда пациентов начинаются и прогрессируют панические атаки (это состояния внезапно возникающего страха сильной тревоги, беспокойства и паники). Качество жизни при этом сильно снижается.

От обострения хронических болезней, тревожных состояний дистанция до депрессии, особенно у человека пожилого, всего один шаг. Коронавирус – жесткий провокатор, и осложнения он дает серьезные. И длятся эти осложнения, как показывают эмпирические наблюдения, не день не два, а месяцы. Мы пока не знаем, насколько будут   длинны по продолжительности эти осложнения. Однако уже сейчас известно, что синдром хронической усталости, сомато—депрессивные проявления продолжаются месяцами.

— Что же делать?

История человечества не знает иного пути как перебороть вирусную инфекцию: это либо естественная иммунизация, когда население переболевает, заражая друг друга и неся при этом существенные потери в виде избыточной смертности, и вакцинация, которая, кто бы что не говорил, несет за собой несопоставимо меньшие риски.

Не нужно рисковать здоровьем близких, да и своим здоровьем тоже.  Надо прививаться. А с психическими последствиями перенесенного COVID -19 будут работать психиатры и психотерапевты. Мы тоже приобретаем опыт и навыки в этом деле и уверены, что успех будет. Вирус COVID -19 — не первый вирус, поразивший человечество, и не последний. Справлялись раньше, справимся и сейчас.

Фото: из архива редакции.

Источник: Kostroma today