Олег ГОЛОВАНОВ: «Не гонитесь за статусом школы – это не главное»
Олег ГОЛОВАНОВ: «Не гонитесь за статусом школы – это не главное»

Олег ГОЛОВАНОВ – директор школы уже трижды. В прошлом году, после ухода с должности начальника городского управления образования, он возглавил костромскую школу №4. О себе, о семье, о школе – в интервью порталу K1NEWS.RU.

— Олег Рудольфович, у вас в этом году сын идёт в первый класс. Если не секрет, в какую школу поведёте?

— Мы водим его в «Малышкину школу» при лицее №17, но думаем о 24-й школе. Она совсем рядом с нами, там хорошая начальная школа, есть группа продлённого дня, школа славится спортивными секциями, что для мальчишки важно. У меня позиция такая – в первую очередь надо выбирать учителя, во-вторых, думать о безопасности ребёнка, то есть иметь в виду дорогу в школу – переходы и прочее, и в-третьих – для ребёнка нужно выбрать школу, где у него будет ситуация успеха. Потом уже, когда ребёнок покажет свои возможности, знания, можно будет определяться дальше – лицей, гимназия или всё-таки обычная школа. Я изначально пропагандировал такие взгляды и считаю, что погоня родителей за статусом учебного учреждения не обоснованна. Не это главное.

— Ну, по новому порядку особо за этим статусом не погоняешься – вести ребёнка в первый класс придётся по месту регистрации. Как вы считаете – это благо или всё же лишняя головная боль для родителей первоклашек?

— С одной стороны, это поможет избежать ненужного ажиотажа с приёмом заявлений в школы, когда родители, если вспомнить прошлый год, буквально дежурили ночью. Это некая гарантия того, что ребёнок, проживающий на закреплённой за учреждением территории, пойдёт именно в эту школу. Родителям не придётся ломать голову, куда отдавать первоклашку. Другое дело – если рядом с домом школа, по мнению родителей, не престижная. Но в другую вы попадёте только при наличии в ней свободных мест. Проблем, наверное, меньше не станет, но появится определённый порядок. Хотя конкуренция школ никуда не денется, нормативно-подушевое финансирование, когда школе важен каждый ребёнок, – тоже.

— А правда, что вы лично встречаете учеников по утрам?

— Правда. Так начинаем рабочую неделю – каждый понедельник утром стою в холле, у входа, с каждым лично здороваюсь. А в 8 утра в школе звучит гимн Российской Федерации. Всё повторяется и для второй смены.

— За те 4 года, что вы были директором Караваевской школы, она дважды стала школой-миллионером, лучшей школой России, вы стали победителем всероссийского конкурса «Лучший директор школы». Сейчас от вас ждут того же?

— Наверное, ждут. Хотя все школы отличаются друг от друга. Караваевская школа имела хорошие стартовые возможности. Мы вышли на конкурсы с очень удачным, своевременным в то время проектом дистанционной школы. Что касается 4-й школы – сейчас мы определяем приоритеты, корректируем программу развития. Резкий скачок вперёд сделать невозможно, но поэтапное движение реально.

— Сложно руководить преимущественно женским коллективом?

— Женский коллектив – это да, всегда буря страстей и эмоций. Женщины очень работоспособны, на их хрупких плечах держится вся система образования, но работать с ними действительно сложно.

— Три года вы были начальником управления образования г. Костромы. С какими ощущениями вспоминаете этот период?

— Сложный был период – переход школ на новую систему оплаты труда, на нормативно-подушевое финансирование. Сфера образования в Костроме очень большая – 134 учреждения. А когда встал вопрос, куда идти дальше, – я решил вернуться в школу. Я практик, прошёл все школьные ступеньки – организатор внеклассной работы, учитель, школьный психолог, директор школы. Здесь я принесу больше пользы.

— Учитель – это детская мечта или случайный поворот судьбы?

— Судьба. Когда мы переехали в Кострому, я пошёл в 23-ю школу, спортивный класс. После десятого класса мечтал стать военным, привлекала какая-то романтика этой профессии, в стране было всё стабильно. Но получилось так, что в июле, когда шли экзамены в военных училищах, я оказался в больнице. Случился микроинсульт – от чрезмерных физических нагрузок. Хотелось быть лучшим в спорте. Представьте моё состояние. И в августе я пошёл поступать на историко-педагогический. Тут уже свою роль сыграла мама – она сказала, что у меня есть способности к педагогике. Все школьные годы я что-то организовывал, ездил в загородные лагеря. И я ни разу не пожалел, что поступил на такой «звёздный» факультет.

— Ваша дочь, Маша, учится в Москве. В Кострому наверняка возвращаться не собирается?

— Да, и как человеку, выросшему в Костроме, радеющему за город, мне, конечно, это обидно. Но это её выбор. После окончания школы она подавала документы в Москву, Нижний Новгород, Ярославль и Кострому. И везде поступила, кроме, как ни странно, Костромы. Конечно, выбрала московский вуз. Маша хорошо учится, она человек с активной жизненной позицией, староста, участвует во многих студенческих мероприятиях. По жизни – моё отражение. Первая жена сделала мне такой замечательный подарок – дочь родилась в мой день рождения, 12 июня.

— Вы сохранили хорошие отношения с первой семьёй?

— Да, у нас прекрасные отношения, мы все хорошо общаемся друг с другом. Первая моя жена вышла замуж за моего студенческого друга. С нынешней женой, Еленой, мы познакомились в Никольской школе, так получилось, что мы все трое там работали. С Еленой мы поженились в 2000 году, прямо с началом нового тысячелетия. Дети дружат. Маша очень любит Димку, а для него её приезд – всегда праздник.

— Какая музыка звучит в вашей машине?

— Подборка песен Андрея Макаревича, бардовских песен, песни, которые можно обозначить как песни для мужчин. Песни наших загородных лагерей.

— А как же ваши собственные песни?

— Есть мечта записать диск своих песен, но пока не складывается. Приглашают выступать, пою на бардовских фестивалях, творческих вечерах, этим летом было выступление на Дне города, в этом году – на 50-летии истпеда.

— Знаю, что многие ваши песни давно ушли «в народ» – и «Кострома», и «Спасибо вам», и «Дворик»…

— Был у меня случай, когда дети в Караваевской школе готовили песню, в страшном секрете, на «Последний звонок». И вот сидим мы с главой администрации, дети выходят на сцену и начинают петь «Спасибо вам». Ребята не знали, что это моя песня. Было невероятно приятно.

— На что вам не жалко потратить деньги?

— На образование. Если бы предложили поучиться в другом городе, другой стране – сразу бы согласился. Это интересно. Учитель до тех пор учитель, пока учится. Ещё – на детей. Дети – наше всё, всё вокруг них вертится. Хочется, как и любому родителю, чтобы их ступенька для старта была повыше, чем наша.

— Вы оптимист или пессимист?

— Говорят, что оптимист изобретает самолёты, а пессимист – парашюты. Я стараюсь изобретать самолёты.

Лариса АЛЕКСАНДРОВА,специально для портала K1NEWS.RU

Из досье:

Олег Голованов родился в г.Заволжье Горьковской области. В Кострому семья приехала в 1977 году.
Жена Елена – учитель иностранного языка в Караваевской средней школе.
Дочь Мария, 20 лет (от первого брака), студентка юридического факультета Московской таможенной академии.
Сын Дмитрий, 7 лет, будущий первоклассник.
Два высших образования, кандидат педагогических наук. Один из организаторов лагеря старшеклассников «Надежда».

Источник: k1news.ru