Наталия БОБКОВА: «Кукла — как инструмент, к ней нужно привыкнуть»
Наталия БОБКОВА: «Кукла — как инструмент, к ней нужно привыкнуть»

В предпоследнюю неделю марта весь творческий мир отмечает сразу три праздника — 21 марта — международный день кукольника, 25 — день работника культуры, 27 — всемирный день театра. В честь этого корреспондент портала K1NEWS.RU побывал в гостях у костромского театра кукол и поговорил с актрисой, служащей этому театру 43 года. Герой этого интервью – Наталия Бобкова, заслуженная артистка РФ. Эта беседа — о «Снегурочке», спектаклях для взрослых и костромских особенностях кукольного дела.

— Наталия Михайловна, кто такой настоящий кукольник?

— Наверное, отвечая на этот вопрос, можно назвать много профессиональных качеств. А можно сказать об одном, но самом важном: настоящий кукольник – это тот, кто чувствует и любит куклу и зрителя.

— А вам никогда не казалось, что куклы – живые существа?

— Раньше такое ощущение возникало, сейчас — нет. Я не скажу, что это привычка. Когда впервые приходишь и знакомишься с куклой, вроде бы, кажется, что она живая. Кукла как инструмент – привыкаешь к ней каждый раз,  сколько бы ты ролей не отыграл. Ты обязательно должен к ней привыкнуть, обследовать ее досконально.  Происходит притирка. Проработав некоторое время, я не знаю, то ли я ее веду, то ли она меня ведет. Я не скажу, что она живет отдельно для меня, она живет вместе со мной, она живет во мне. Но вместе с ней как будто переключаешься в иной мир.

—  Вы работаете здесь с 1973 года, как за это время изменился театр? Какой он сейчас?

— Театр, как и мы, меняется. Через определенное количество лет мы становимся другими — растем, взрослеем, стареем. Когда я пришла в театр, мне посчастливилось поработать с основателем, Антониной Григорьевной Скрипниченко. Театр был в основном традиционный. Сейчас он разносторонний: идут разные эксперименты, спектакли для взрослых. Это правильно, должны же быть какие-то подвижки.  Раньше молодым актерам давали роли с опаской, а сейчас они приходят, и им дают хорошие разноплановые роли. Я считаю, что когда больше свежей крови — это хорошо. Жизнь должна продолжаться, и она будет другая.

— Наверное, за столько лет работы в театре у вас появились «любимчики» среди персонажей?

— Вы знаете, нельзя так сказать, что кто-то нелюбимый. Были роли, которые не очень-то и удались, но все равно они прошли через меня, а я — через них. Они мои дети.

Пару дней назад прошел ваш профессиональный праздник. Как кукольники отмечают день кукольника? Может быть, есть какие-то традиции?

— Как и любой другой день, день кукольника мы встречаем, конечно, на сцене. Можем отмечать в «узком кругу», своим коллективом: по традиции устраиваем капустники, которые получаются довольно интересными. А можем пригласить зрителей и показать им какой-то спектакль, посвященный именно дню кукольника или международному дню театра. В этом году в преддверии профессиональных праздников у нас проходит очень  много творческих встреч, и можно сказать, что все они приурочены ко дню кукольника.

— Есть ли наши, костромские особенности кукольного дела?

— Традиционной для нашего театра считается тростевая кукла:  кукол именно этой системы костромские артисты умеют и любят водить. И на протяжении вот уже восьмидесяти лет в отличие от многих других театров мы не отказываемся от тростевой куклы. Она наиболее живая, но и сложная в управлении: водится на вытянутой руке, и на нее нужно постоянно смотреть, отчего шея и спина всё время находятся в напряжении.

— А молодежь умеет работать с ними?

— Конечно, что и радует нас. Работают неплохо и с удовольствием. Не скажу, что все, но многие.

— А профессиональные болезни существуют?

— Конечно. Как я уже говорила, «страдают» в первую очередь позвоночник и суставы. Не зря же существуют творческие пенсии для артистов театра кукол: после 25 лет службы в театре кукловоды имеют право уходить на пенсию.

интер2.jpg

— Театр кукол популярен  у костромичей так же, как и раньше: 10, 20, 30, лет назад?

— В какие-то моменты интерес увеличивается, в какие-то моменты идет спад. Почему-то мне кажется, что это связано с внешними факторами. Сейчас преподаватели не ведут школьников в театр, есть такие, которые умудряются сказать, что театр кукол для малышей. Хотя у него неопределенный возраст. Раньше была связь департамента культуры с департаментом образования, и если мы едем в командировку, управление культуры давало распоряжение:  «к вам едут актеры театра кукол, обязательно сводить детей с первого по четвертый классы».

— Как вы считаете, стоит вернуть такую систему?

— Это нужно делать. Я думаю, что сейчас это дело сдвинется с мертвой точки. Хотя, преподаватель моей внучки водит класс, обходили все музеи в Костроме, все культурные точки, и у нас в театре, и в драме, и в «Губернском».  Наверное, это зависит от человека.

—  Какие спектакли пользуются большей популярностью?

— Большинство идут на название. Классика пользуется успехом. «Кошкин дом», «Три медведя». Родители сами выросли на этих сказках, и ведут на них своих детей.

— Совсем недавно в театре прошел спектакль «Снегурочка». Чем он был интересен с вашей точки зрения?

— Это новое. Не только для театра, но и для города. Когда начинается спектакль, переносишься в другую эпоху. Бытие в этом материале, оно настолько разнообразно… Я становлюсь другим человеком, даже не знаю, кем. Когда спектакль заканчивается, наступает творческое удовлетворение, ощущение небытия.

Многие хотят посмотреть спектакль еще один раз, кто-то из-за того, что не понял, кто-то хочет докопаться до истины, что-то понять.  Одна женщина после спектакля сказала «Вы знаете, я побывала в каком-то ином мире, и сейчас мне нужно войти в бытовую реальность. Я еще раз обязательно приду, мне хочется».

— Многие ассоциируют Снегурочку с чем-то легким, воздушным, а как вы видите этот образ?

— У нас обычно Снегурочку подают как массовика-затейника: она должна уметь петь, танцевать, разговаривать с детками. Наверное, иначе и нельзя. У меня лично Снегурочка ассоциируется с чистотой. Вроде бы это тело аморфное, прозрачное, но в то же время живое. Состояние небытия и бытия.

интер1.jpg

— Снегурочка – костромская героиня, про нее все что-то да знают. А есть еще спектакли с нашими местными персонажами?

— Особая страница в истории театра – спектакли, связанные с именем кологривского сказочника, художника и философа Ефима Честнякова. Их два: «Щедрое яблоко» — постановка одноимённой сказки Ефима Васильевича и «Ефимкин фестиваль» — спектакль про самого Честнякова. Про его детство , в котором и сформировался будущий сказочник и волшебник. Совсем другой спектакль, но тоже связанный с костромской землёй, — «Баллада о славном подвиге». Это постановка посвящена Смутному времени и Ивану Сусанину.   

— А взрослые ходят на спектакли без детей?

— Когда родители приходят на детский спектакль, реакция у них еще ярче, чем у детей. Иногда они спрашивают: «а можно к вам прийти без ребенка»?  Один раз на детский спектакль пришла беременная женщина, я подошла к ней и спросила: «Я не первый раз вижу вас на детских спектаклях, вы любите театр кукол?»  А она говорит: «Вы знаете, я же не одна прихожу.  Я хочу, чтобы мой ребёнок уже сейчас получал положительные эмоции».

— А что ставится для взрослых?

— «Синий вечер» — это поэтический спектакль, вдохновлённый лирикой Анны Ахматовой.  В нём через поэтические строки вырисовывается судьба женщины – от юности до мудрой зрелости. Мысли и чувства молодой девушки проживает Мария Логинова, зрелой женщины – Ольга Рябинина, стихи, в которых отражена философия мудрой взрослой женщины, читаю я. Спектакль получился, на мой взгляд, и судя по отзывам зрителей, глубокий. Однажды на него мы приглашали автотранспортный техникум – был полный зал, царила абсолютная тишина, а в финале молодые зрители встали и аплодировали… Это многого стоит. За последние восемь лет мы создали ещё несколько спектаклей для взрослых: «Медведь» по пьесе Чехова стал лауреатом «Золотой Маски», и вызывал также много споров, противоречивых отзывов, как и недавно вышедшая «Снегурочка». «Два Дона» – спектакль без слов, но при этом он именно рассказывает  о таких непростых отношениях между мужчиной и женщиной. О любви. А два дона – это два, пожалуй, самых известных литературных мужских образа: Дон Жуан и Дон Кихот. Кого из них стоит полюбить, каждая дама, сидящая в зрительном зале, решает сама. 

Наталья МАЦУЕВА.

Источник: k1news.ru