Максим Ситников: «Работа, как и рыбалка, должна быть честной»
Максим Ситников: «Работа, как и рыбалка, должна быть честной»

Ремонт моста заставил нас взглянуть на инспекторов ГИБДД другими глазами. Мы решили познакомиться с одним из тех, кто в буквальном смысле «разруливает» ситуацию на дорогах. Знакомьтесь, Максим СИТНИКОВ, старший инспектор ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД по Костромской области.

Досье

Максим Ситников родился 30 августа 1986 году в Костроме в семье столяра-плотника краснодеревщика и медсестры. В 2001-м окончил 9 классов средней школы №10. В 2005-м окончил Лесомеханический колледж. Срочную службу прошёл во внутренних войсках в Костроме. 12 декабря 2007 года пришёл в ГИБДД. Осенью 2008 года получил звание младшего лейтенанта. Дважды был в командировках на Северном Кавказе. Обеспечивал судебный процесс по делу ваххабитов в Нальчике, дежурил на Герзельском мосту на границе Чечни и Дагестана. Задерживал преступников, находил наркотики, оружие. Во время второй нашего земляка награждали 12 раз. Самой главной наградой Максим считает медаль «За доблесть в службе», к которой он представлен тогдашним министром внутренних дел Рашидом Нургалиевым. Вторая по значимости награда для Максима — знак «Отличник ГАИ» I степени.

Костромичи ждали начала ремонта моста с содроганием. А вы как?

— Я заблаговременно знал, что легко не будет, что будут пробки. Раньше работал в ночные смены – патрулировал городские улицы по определённому маршруту. На время ремонта моста нас перевели на другой график. В 6 часов утра мы уже должны быть на маршрутах патрулирования либо на мосту. Мы с напарником стоим при подъёме на мост со стороны онкодиспансера. Через каждые 2-3 часа мы должны менять полосы. Как только видим, что со стороны Заволжья образуется большая пробка, открываем в сторону города две полосы, и наоборот.

— Водители вас благодарят за регулирование? Или, наоборот, ругают?

— Каждый день по-разному. В часы пик транспорт идёт со скоростью в 5-10 километров в час. Плюс на улице достаточно жарко. Одни водители нервничают, злятся, недовольны организацией дорожного движения. Могут свою злость на нас выместить. Другие, наоборот, подъезжают и говорят: «Спасибо! Если бы не вы, мы бы все здесь встали».

— Летом 2010-го стояла такая же жара. Тогда некоторым водителям становилось плохо прямо за рулём. В этом году подобные случаи были?

— Пока, к счастью, нет. Но ломаются автомобили отечественного производства. Бензонасос перегревается, мембрана перестает подавать топливо в двигатель. Машина встаёт посредине моста. Мы с подъёма бежим туда, руками толкаем на резервную полосу, где идёт ремонт. На всё 5-10 минут, в противном случае встанет весь город. С резервной полосы оттаскиваем на островок безопасности. Иногда просим о помощи водителей других транспортных средств. Никто не отказывает.

— Чем вас привлекла служба в госавтоинспекции?

— Меня привлекала госслужба. Не хотелось работать на частника. Опять же общение с гражданами, выявление административных правонарушений, преступлений. Работа творческая. Например, вчера (3 июля – прим. автора) нам сообщили, что водитель одного из маршрутных такси находится в состоянии наркотического опьянения. А его пассажир везёт с собой накротические вещества. Вместе с оперативными сотрудниками ОП№1 мы задержали авто. Водитель поинтересовался, почему задержали именно его. Объяснили, что он перевозит людей и употребляет дезоморфин, а за руль в таком состоянии садиться нельзя. Он добровольно выдал тюбик из-под марганцовки, где находились вещества, из которых варят «крокодил». К сожалению, таких водителей очень много.

— Слышала, что у вас особенно хорошо получается задерживать водителей, которые сели за руль в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения. Как определяете, что за рулём сидит именно такой человек?

— Хорошо работает агентура. Но есть и несколько признаков, которые могут указывать, что за рулём находится человек не совсем адекватный. Обычно те, кто употребляют наркотики, ездят на машинах не очень хороших, похожих на бесхозные, но с тонированными стёклами. По манере вождения люди, употребляющие наркотики, не отличаются от других. Они пытаются ездить очень аккуратно, не привлекая к себе внимания. Но иногда попадаются за мелкие правонарушения: не включают ближний свет фар, указатель поворота либо включают его сразу перед поворотом, создавая опасную ситуацию на дороге. Мы останавливаем такие авто. Смотрим на поведение водителя. У лиц, употребляющих наркотические вещества, зрачок не реагирует на раздражитель света, цвет кожи лица серо-землистый. Если попался первый раз, то ему поставят разовое употребление. Если же человек попадается неоднократно, делом может заинтересоваться прокуратура. Водителя могут лишить прав пожизненно, а этого никому из автолюбителей не хочется.

— Случалось, что задержанный начинает драться?

— Граждане в основном грамотные и применить физическую силу к сотрудникам правоохранительных органов не пытаются — не каждый водитель хочет лишаться водительского удостоверения. Но те, кто в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, — неадекватны, не понимают, что делают. Убегают, например, пытаются скрыться во дворах. Как-то передали информацию, что за рулём «Газели» едет выпивший водитель. Мы с напарником остановили его. Дело было ночью в районе Рабочих улиц. Нужны понятые. Напарник отправился за ними. Я оформлял бумаги. Задержанный стал проситься по нужде, на самом деле убежать хотел. Пришлось догонять его. Так что его привлекли к ответственности не только за управление транспортным средством в нетрезвом виде, но и за неповиновение сотруднику полиции и невыполнение законных требований сотрудника полиции. Чаще просто ругаются, матерятся.

— А вы матом ругаетесь?

— Я? Я человек грамотный, культурный. Материться мне не к лицу. У нас есть кодекс профессиональной этики, где сказано, что сотрудник полиции должен показывать пример и в первую очередь спрашивать с себя, а уже потом с других. Когда злишься, лучше промолчать.

— Очень много анекдотов про блондинок за рулём. В жизни такие девушки встречаются?

— Нет. Но работать с девушками и женщинами, особенно если они недавно получили права и сели за руль, бывает трудно. Останавливаешь их, объясняешь, что нарушили такое-то правило. Они — в слёзы. В основном сталкиваюсь с тем, что люди не знают жестов регулировщика. Я показываю знак, что проезд разрешён. В первой машине девушка-водитель вопросительно так на меня смотрит. «Проезжайте!» — «Кто? Я?» — «Вы, вы. Проезжайте!» — «Кто? Я?» И так несколько раз. Впрочем, касается это и мужской половины водителей.

— Может быть, это случается потому, что в городе регулировщики не так часто стоят? Вот и забываются жесты.

— Жесты регулировщика нужно знать. Бывает, что и в городе светофоры отключаются. Вчера (3 июля – прим. автора) пока на площади Октябрьской работал, светофор два раза отключался. Пришлось вставать и регулировать. Иначе началась бы неразбериха.

— Вы сами когда-нибудь ПДД нарушали?

— Когда был молодым, начинающим водителем, то ремешок не пристегивал, то сигнал поворота не включал. Молодые водители теорию знают, но на практике не всегда применяют. Теперь я инспектор ГИБДД и должен подавать пример.

— А взятки вам предлагали?

— Конечно. Даже 50 тысяч рублей. Но я не взял. Теперь этот человек ответит перед законом. Для кого-то водительское удостоверение – и хлеб, и соль, и масло, и икра. По роду деятельности нужно свое транспортное средство. Чаще деньги предлагают те, кто позволяет себе ездить за рулём в состоянии опьянения. Пусть себе их оставят. И так говорят, что мы коррупционеры, взяточники. А мы не такие.

— Однако в сводках время от времени проходит информация о том, что сотрудники ГИБДД берут деньги с водителей.

— Моё мнение такое: если уж пришёл служить государству, служи до конца, пока есть силы, желание. Надо достойно отслужить, выработать свой срок службы и уйти достойно. Не хочешь работать – напиши рапорт по собственному желанию и уйди. За получение взятки осудят. А судимость – это чёрное пятно, от которого никогда не отмоешься.

— Генералом стать хотите?

— Плох тот солдат, который не хочет стать генералом (смеётся). Хочется повышать свой уровень знаний. Сейчас я получаю высшее юридическое образование. Первый курс позади.

— Вы, говорят, рыбалкой увлекаетесь. Какой улов был самым большим?

— Самый большой улов был в августе 2004 года. Щука на восемь с половиной килограммов. Большааая! Достали мы её недалеко от насосной станции за Костромкой. Ловили на «кружок» (рыболовная снасть – прим. автора). Я с ней минут 20 боролся: щука меня в воду тянула, я её – на берег. Вытащил всё-таки. Рыбалка должна быть честной, у каждого должен быть шанс – это самое главное.

— Зимой тоже порыбачить ходите?

— Нет. Зимняя рыбалка меня не совсем прельщает. Можно выйти на часик. Замёрзнешь, озябнешь, руки скрючит… Лучше летом. Но сейчас жарко, рыба плохо идёт. Недавно вот трёх карасиков только поймал. Сети не ставлю, никакого восторга нет.

— Как улов готовите?

— Жареную рыбу можно хоть каждый день, а вот копчёную – нет. Она считается деликатесом. У родителей частный дом. Коптилка есть. Так мы всю пойманную рыбу коптим. Очень вкусной получается.

— Какой для вас идеальный выходной?

— Когда отправляешься на природу. Вместе с близкими. Телефон молчит. В конце дня обязательно в баню. Напариться и после этого выпить холодную кружку кваса.

Наверняка вы не знали, что Максим Ситников…

… после колледжа хотел поступить в химучилище, даже ходил на подготовительные курсы.

… в школьные годы занимался токарным делом: мастерил солонки, гардины, подсвечники. На одной из выставок вместе с другом занял призовые места – парням вручили 2 билета на дискотеку в ДК.

… мечтал об «уазике» и недавно купил его.

… обожает свою маленькую дочку Анютку.

… любит отечественные фильмы про войну и комедии.

… экзамен на получение водительского удостоверения сдал ещё в 17 лет, сразу на 2 категории: В и С.

Елена СМИРНОВА.

Фото Николая Суворова.

Источник: k1news.ru