АНДРЕЙ ОЗЕРОВ: «Костромская область — идеальная площадка для инноваций»
АНДРЕЙ ОЗЕРОВ: «Костромская область — идеальная площадка для инноваций»

В середине сентября состоится первое после летних каникул заседание Законодательного собрания страны. В преддверии начала работы зимней сессии Федерального законодательного собрания депутат Государственной думы РФ Андрей Озеров в беседе с нашим корреспондентом высказал свое мнение о некоторых федеральных законах, предложил свои варианты экономического подъема Костромской области и обсудил социально важные вопросы.

— Андрей Александрович, одной из самых больных проблем нашей области остаются ужасные дороги, которые «съедают» приличную часть бюджета, но лучше не становятся. Многие винят в таком положении дел пресловутый Закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Может быть, депутатам Госдумы стоит его пересмотреть или хотя бы доработать?

— Этот закон уже порядком набил оскомину всем. Основной принцип отбора поставщиков, согласно этому документу, один – низкая цена предлагаемой сделки. Чиновник, заключающий договор с той или иной подрядной организацией, поставлен в жесткие рамки: выбирать организацию не по качеству выполнения ее услуг, а по их стоимости. В определенной степени соглашусь, что дешевле – не значит менее качественно. Вопрос в другом — в том, что у нас не отработан механизм контроля за качеством выполнения работ и гарантий. Что я предлагаю? При заключении государственного контракта на выполнение строительных или ремонтных работ должна быть оговорена обязательная банковская гарантия. Например, какой-то вид работ традиционно выполняют за сто тысяч рублей, а есть подрядчик, который обещает сделать то же самое за пятьдесят тысяч. Отлично! Может, он разработал новую технологию, и процесс обходится ему дешевле. Но в таком случае должна быть обязательная стопроцентная банковская гарантия на определенный период, хотя бы на год, в течение которого выполненная работа успеет показать себя с хорошей или плохой стороны. Банк даст гарантию только тому предприятию, у которого есть опыт работы, финансовая состоятельность, хорошие рекомендации. Соответственно, в конкурсе на выполнение дорожных работ уже не будут участвовать карманные фирмы, которые слеплены под конкретный проект, для конкретной работы каким-то чиновником. И уже на этом этапе происходит отсев, естественный отбор подрядчика.

Но если все же произошло так, что сомнительная организация пролезла в конкурс, выиграла тендер и как-то выполнила объем работ, любой человек может организовать проведение экспертизы, выявить недостатки и подать в суд. На то и щука в реке, чтобы карась не дремал! Общественный контроль – это и есть решение проблемы качества выполняемых услуг. Он должен не только выявлять недоработки, но и быть основанием для подачи искового заявления в суд. Не спорю, в некоторых случаях проведение независимой экспертизы – дело довольно затратное. Но для решения проблемы люди могут объединяться и проводить такую экспертизу совместными усилиями, а потом в суде требовать компенсации издержек. Я уверен, что достаточно одного-двух таких показательных судебных процессов – и ситуация изменится. Тогда и закон № 94, который сейчас считают едва ли не тормозом, наконец-то заработает так, как было задумано его разработчиками.

Я предложу депутатам Костромской областной думы законодательную инициативу, чтобы одним из условий участия в тендере обязательно была прописана банковская гарантия. А в дальнейшем можно будет выходить с такой инициативой и на федеральный уровень.

— Согласно последним исследованиям агентства «РИА-аналитика», наш регион – седьмой с конца по бедности среди всех регионов России. Как вы считаете, есть ли у Костромской области шанс значительно подняться по этой шкале? Что для этого нужно?

— Действительно, по данным статистики, беднее нас живут только жители Дагестана, Чечни, Мордовии, Алтая, Калмыкии и Карачаево-Черкесской Республики. В среднем по России у семьи с двумя детьми после вычета прожиточного минимума должно оставаться более 21 тысячи рублей, но в Костромской области в распоряжении остается только 4600 рублей. За последний год ситуация стала еще хуже: в прошлогоднем рейтинге наш регион находился на девятом месте. О чем это говорит? Падает производство, в запустении сельское и лесное хозяйство, люди уезжают в поисках лучшей доли в другие регионы с более развитой промышленной и социальной инфраструктурой.

Настоящей палочкой-выручалочкой для экономики области может стать, на мой взгляд, благоприятный инвестиционный климат. К нам могут прийти крупные производители и партнеры при условии, что власти не будут требовать от них выплаты заработных плат выше тех, что установлены по региону, как это было при предыдущем губернаторе Слюняеве. Сталкиваясь с кабальными условиями для организации инфрастуктуры и высокими налоговыми ставками, многие инвесторы уходили. Если мы откроем зеленый свет, создадим нормальные условия для сотрудничества и строительства, то предприниматель придет к нам и принесет с собой дополнительные рабочие места для костромичей и дополнительные доходы для областного бюджета.

— Как вы относитесь к идее о том, что нужно создавать баланс между регионами, имеющими богатые природные ресурсы, и теми, которые не имеют газовых, нефтяных или других месторождений? Есть мнение, что такой подход позволит вывести из дотационных те области, где традиционно жили, например, за счет сельского хозяйства…

— Да, Костромская область большей частью сельскохозяйственная, своих природных ресурсов у нас очень мало. Не спорю, там, где есть месторождения нефти или драгоценных камней, уровень жизни населения и бюджет региона в целом значительно более высокие. Но я не думаю, что для нормальной жизни «обделенных» регионов необходимо введение какого-либо баланса. Проблему можно решить другим путем. Сейчас в стране большое внимание уделяется развитию госкорпораций. Наконец-то поняли, что необходимо поднимать, например, радиоэлектронную промышленность, вернуть на былой высокий уровень военно-промышленный комплекс. Костромская область – идеальная площадка для развития этих перспективных направлений. Мы могли бы развивать предприятия, например, по созданию техники малой авиации. Мы не сможем построить в ближайшее время дороги в отдаленные деревни, а вертолеты – это связь с миром. Костромская область могла бы подняться на производстве этой техники. Ярославль понял, насколько это ценно для экономики региона, и привел к себе японскую машиностроительную компанию «Komatsu». Почему Кострома не может привлечь к сотрудничеству всемирно известные фирмы «Robinson», «Bell» или «Cessna»? У нас есть все: выгодное географическое положение (центр России, близость к Москве), транспортная доступность, энергетический потенциал, хорошие человеческие и интеллектуальные ресурсы.

В целом по стране для поднятия госкорпораций в федеральном бюджете запланировано более двадцати триллионов рублей. Дайте области хотя бы один триллион, и, я уверен, мы горы свернем и поднимемся в рейтинге регионов далеко вперед от нашего теперешнего места. В противном случае, если государство всерьез не задумается над данными статистики, ситуация только усугубится, и мы получим провал в самом центре России.

— Андрей Александрович, вы стали депутатом Государственной думы в январе этого года. За этот период вы смогли решить какие-то вопросы Костромской области на высоком уровне?

— Весной этого года я встречался с замминистра здравоохранения, который очень заинтересовался состоянием дел в костромской медицине и пообещал организовать приезд в наш регион специальной комиссии, которая могла бы на месте проверить, как идет модернизация, на какие цели, в действительности, расходуются выделенные государством деньги и т.п. В конце августа такая комиссия приезжала. Она провела собственную проверку, в том числе расходование почти трех миллиардов, которые поступили в нашу область по нескольким профильным федеральным программам. К тому же на месте представители минздрава убедились в том, что у нас в области на самом деле очень плохо с врачебными кадрами.

Так что моя личная встреча с руководителями министерства, а не безликая переписка чиновников областной администрации, которых в Москве никто не знает, помогла обратить внимание центра на наши медицинские проблемы. Я буду продолжать контролировать вопросы здравоохранения в нашей области. Я — за то, чтобы мои земляки были здоровыми.

Решена еще одна проблема, которая касалась нормальной работы жителей не только Костромской, но и соседних Ивановской и Ярославской областей. Суть вопроса в следующем: мелкие и средние предприниматели из сферы ювелирного производства не имели возможности в нормальные сроки, как это было раньше, пробировать свои изделия в Верхне-Волжской пробирной инспекции, расположенной в поселке Красное-на-Волге. Искусственное затягивание, в котором, возможно, была и коррупционная составляющая, тормозило производство и бизнес ювелиров сразу трех регионов. Я направил сразу несколько запросов в контролирующие органы в Москве. Теперь опробирование в инспекции проходит в адекватные сроки – за 3-5 дней, а не 3-4 недели, как это было еще совсем недавно.

— В Госдуме вы вошли в комитет по ЖКХ. Вопросов по этому направлению множество, возьмем хотя бы один – по тарифам и заложенной в них инвестиционной составляющей. Люди не понимают, почему эти деньги уходят на обогащение руководителей, а не на улучшение технической базы предприятий.

— Комитет по ЖКХ в Госдуме возглавляет член фракции партии «Справедливая Россия» Галина Хованская. Мы не раз поднимали вопрос об инвестиционной составляющей любого тарифа. Инвестсоставляющая предусмотрена именно для того, чтобы у предприятия были средства для развития сетей, коммуникаций, для приобретения современного высокотехнологичного оборудования. На деле деньги, которые мы платим, зачастую уходят на премии, дополнительные зарплаты и прочие материальные поощрения работников ресурсоснабжающих организаций. А на выходе после таких «инвестиций» мы получаем прорывы трубопроводов, обрывы на электросетях и другие коммунальные «удовольствия». Должно быть по-другому: все средства инвестиционной составляющей нужно контролировать и проверять. Люди должны знать, на что потрачены их деньги. В первую очередь, это обязано делать государство, а если оно отказывается выполнять контролирующую функцию, заняться этим должны общественные организации. И мы снова возвращаемся к общественному контролю. Когда все начнут понимать, что могут влиять на любую ситуацию сами, действуя продуманно и в рамках закона, мы многое в нашей жизни сможем изменить.

Записала Арина РУНО.

Источник: k1news.ru