Лики привезли в музей-заповедник из Красносельского района – в аварийном состоянии. Студенты-реставраторы из московской Академии Глазунова уже укрепили основы полотен, сейчас – готовятся возвращать им исходные цвета. С будущими мастерами в процессе работы пообщалась съемочная группа ГТРК «Кострома».
Сергей Куликов снимает заклейки с «Богородицы Иерусалимской». Это – один из завершающих этапов укрепления старинной иконы. Она – самая древняя из трех образов, которые восстанавливают студенты.
Икона написана неизвестным художником на рубеже 18-19 веков. Находилась, предположительно, в храме. От свечной копоти со временем верхний слой олифы потемнел. Его предстоит утончать – чтобы полотно обрело первоначальные цвета. А пока Сергей делится результатами проделанной работы – с основой иконы. Изначально каждая ее доска жила своей жизнью, а через весь лик проходила вертикальная трещина.
Сергей Куликов, студент-реставратор Академии Глазунова: «Именно с основой я впервые работаю – в плане такой сложности. Вот эти шконты, которые мы монтировали – я такое делаю впервые. Но это интересный опыт и полезный, я считаю».
В перерывах Сергей помогает однокурснице Софии. Ее задание – самое трудное: восстановить Казанскую икону Богородицы с предстоящими Архангелами. Она прибыла в музей в аварийном состоянии.
София Горшенева, студентка-реставратор Академии Глазунова: «Она и качественно написана – письмо очень высокого уровня. И она несет историческую ценность – мы знаем то место, откуда была эта икона, мы можем узнать и о истории храма».
Все три иконы привезли в музей-заповедник из села Воскресенье. Два лика Богородицы, написанные маслом, и третий – темперная живопись. Она и сохранилась лучше – потому что, в отличие от масла – не «спаялась» с потемневшей олифой. Однако, работа с ней – кропотливее: важно не повредить золото и цветные лаки. С этим студенты справятся.
Антонина Шувалова, заведующая отделом реставрации Костромского музея-заповедника: «Они уже сейчас вносят свой – пусть небольшой, но очень значимый вклад. Для музея это очень важно. В отделе реставрации не так нас много сотрудников, и их помощь – просто неоценима».
С Академией Глазунова у музея-заповедника тесное сотрудничество. В этом году студенты Академии приезжают в Кострому в 12 раз. За это время практиканты сумели восстановить более 50 икон, еще 70 – сейчас отправлены в столицу. Там, на базе Академии, глазуновцы займутся их восстановлением – без отрыва от учебного процесса.
Анна Прозова, и.о. заведующего кафедрой реставрации темперной живописи Академии Глазунова, г. Москва: «Такое длительное, да, плодотворное сотрудничество. Конечно, для нас оно является уникальной возможностью нашим ребятам получать неоценимый опыт музейной реставрации. Знакомство с фондами, с памятниками Костромы – это неоценимый опыт».
После
реставрации, уже по традиции, иконы будут представлены на выставках. Одна из
таких прошла в прошлом году – в Романовском музее. Все 20 представленных икон были восстановлены
студентами.