Костромич Шатров: он «Яблочко»-песню не спел до конца
Костромич Шатров: он «Яблочко»-песню не спел до конца

115 лет назад – 3 декабря 1905 года – в маленькой костромской деревне Гудково (ныне Поназыревского района) родился мальчик, который из беспризорника вырос до Героя Советского Союза и Гражданской войны в Испании.

В лихолетье первых лет советской власти Николай Шатров осиротел, беспризорничал и попал на воспитание в детский дом. После окончания «семилетки» поработал немного слесарем на заводе, а когда исполнилось 18 лет, ушел в армию.

Воинская служба настолько пришлась по душе деревенскому пареньку, что в Рабоче-Крестьянской Красной Армии он пробыл с 1923 по 1929 год, оставшись на сверхсрочной. Там же в 1927 году вступил в ВКП(б). Жизнь далее «на гражданке», видимо, складывалась не самым успешным образом, и Николай Шатров стал искать возможность вернуться в армию. В 1931 году желание Шатрова исполнилось – его снова приняли в Красную Армии и направили в танковые войска. Николай окончил Саратовскую бронетанковую школу в 1932 году, служил в должности командира роты учебного танкового батальона.

Быстроходный танк БТ-5.

С начала Гражданской войны в Испании Николай Константинович неоднократно писал рапорты с просьбой отправить его в числе добровольцев. Танкисты в Испании было очень нужны – это была вторая, после летчиков, по дефицитности военная специальность в республиканских войсках. Летом 1937 года прошения старшего лейтенанта Шатрова были удовлетворены – с последней группой добровольцев, через Ленинград и Париж, он был направлен в Испанию. Костромич Шатров, волею судеб, попал в распоряжение комбрига Дмитрия Павлова – тоже, кстати, нашего земляка (этот знаменитый офицер удивительной судьбы – уроженец Кологривского района).

Танковая группа, в которой оказался Шатров, была оснащена быстроходными танками БТ-5, которым предстояло пройти свое первое в истории испытание в реальных боях. Прибывшее пополнение направили на Арагонский фронт, где шли самые ожесточённые бои. 1-й отдельный интернациональный танковый полк должен был поддержать наступление на город Сарагосу республиканских частей и отрядов анархистов.

Нашему земляку довелось принять участие в одной из самых тяжелых битв испанской Гражданской войны — сражении у Фуэнтес-де-Эбро. В первый же день боев советские добровольцы понесли ужасные для полка потери – погибли 37 танкистов, противнику удалось подбить 16 бронемашин, только несколько из которых удалось позже восстановить и вернуть в строй.

Советские танки, подбитые и захваченные франкистами в боях под Сарагосой.

Костромич Николай Шатров в атаках сильно укреплённого городка проявил храбрость и смекалку. Он неоднократно лично водил роту в атаку. Придумал ряд тактических манёвров, позволяющих успешно вести бой с противотанковыми артиллерийскими расчетами. Танки из роты Шатрова уничтожили в боях несколько вражеских батарей.

Однако личным мужеством и успешными действиями одного подразделения, к сожалению, битвы не выиграть. Попытка наступления на Арагонском фронте окончилась для республиканской армии трагически. Она потеряла в боях под Сарагосой тридцать тысяч человек – в полтора раза больше, чем у франкистов.

22 октября 1937 года во время очередной атаки танк, в котором находился Шатров, был подбит. Николай Константинович не бросил боевую машину и пытался на месте устранить неисправности. В этот момент он был убит пулей вражеского стрелка.

2 марта 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за героизм и мужество, проявленные при выполнении воинского и интернационального долга, старшему лейтенанту Николаю Константиновичу Шатрову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина.

Именем Шатрова названа улица в поселке Поназырево, а в местном Профессиональном училище № 16 открыт музей боевой славы Героя Советского Союза.

Пять лет назад, в дни празднования 70-летия Победы, имя Николая Шатрова было занесено на памятные доски, размещённые на Монументе Славы на площади Мира в Костроме.


Источник: ГТРК Кострома